А.Ю. Михайлов.К вопросу о наглядности в теории профессионального образования.

Калининградский государственный технический университет

В статье представлены некоторые научные взгляды на использование учебной наглядности в сфере современного высшего профессионального образования. Автор рассматривает некоторые проблемы, имеющие место при создании наглядных учебных пособий в образовательном процессе на основе философского и психологического аспектов.

 Ключевые слова: наглядность, наглядность учебного материала, методология, оптимизация.

 A.Y. Mikhajlov

The State Technical University of Kaliningrad

Concerning the issue of visual aids as an information resource of professional education

A number of scientific approaches to the issue of the use of visual aids principle in the field of higher professional education, including interpretation of the term “teaching visual aids” are presented in the article. The author considers certain problems occurring in the course of application and development of teaching visual aids in the educational process in philosophic and psychological terms.

Key words: teaching visual aids, , methodology, standards, and optimization.

С целью обеспечения необходимых условий достижения современного качества профессионального образования дожна быть предусмотрена эффективная государственная система создания, экспертизы и контроля создаваемых учебных наглядных пособий. Например, современный этап разработки и создания учебной книги, с одной стороны, характеризуется накоплением огромного фактического материала, а с другой – нерешенностью ряда насущных практических задач. Содержание ряда учебно-методических пособий нового поколения улучшилось. Однако многие педагоги, психологи и методисты отмечают, что одной из слабых сторон современного учебника является его наглядность, а научные основы этой проблемы разработаны в недостаточной степени. И это несмотря на то, что наглядность выполняет существенную роль в процессе обучения. Она способствует расширению и углублению чувственного опыта учащихся, помогает формированию у них научных понятий, исполняет роль опоры мышления. Кроме того, развивает наблюдательность и интерес к предмету, активизирует познавательную деятельность, сознательность при соответствующей организации учебного процесса. [ 1, 2, 7].

Обычно визуальный ряд учебного наглядного пособия выстраивается на основе личного опыта разработчика. Это приводит к тому, что программные сведения излагаются с позиций субъективного осмысления содержания образования каждым из них, тем самым, представляя собой значительное рассогласование, нестыковку учебного материала как по вертикали (профилю предмета), так и по горизонтали (в пределах учебных предметов одной учебной группы). По данным российских педагогов и психологов для интеллектуальной деятельности отнюдь не безразлично, какими средствами представлена учебная информация. Освоение теоретических и практических сведений учащимися идет, в том числе, через визуальное восприятие данных, представленных различными наглядными формами. От того, насколько они совместимы, зависят и результаты обучения. Поэтому проблема изучения совместимости наглядности учебных пособий весьма актуальна для современной дидактики.

Вариативность направлений педагогического поиска, возможность выбора вариантов обучения, внедрение новейших педагогических технологий, разработка новых курсов – всё это нуждается в соответствующем обеспечении различного рода учебными пособиями. Причём речь в данном случае идёт не о количественной стороне в общем смысле, а о степени их качественного разнообразия в пределах любого предмета преподавания. Проблема совместимости иллюстративных рядов учебных пособий существовала всегда. Однако она приобрела особое значение только сейчас, в условиях резкого изменения системы образовательных приоритетов высшего профессионального образования.

Нестандартность подхода к исследованию учебной наглядности заключается в рассмотрении последней как объекта, обладающего многомерной сложностью. Такой подход к анализу указанного педагогического феномена сделал необходимым решение ряда вопросов, находящихся на стыке нескольких наук. Это обстоятельство обуславливает междисциплинарный характер выполняемых исследований.

В философском плане проведен ретроспективный анализ методологических подходов к осмыслению роли наглядности как средства познания субъектом объективной реальности. Его результатом стала разработка стратегии исследования на основе системного способа познания, особенно его формальной системно-параметрической версии. [ 3]. Совокупность публикаций педагогической направленности, в той или иной степени затрагивающих проблему ее иллюстративного ряда можно разделить на три группы.

К первой из них принадлежат работы, в которых изучаются вопросы межпредметных связей. Ко второй группе принадлежат работы, связанные с проблемой разработки, проектирования и создания учебников.

И, наконец, к третьей группе принадлежат научные работы, непосредственно посвященные изучению наглядности учебных пособий.

Педагогическими исследованиями накоплен обширный материал по проблеме межпредметных связей. Анализ работ данной группы позволил осуществить выделение такой важной и необходимой стороны проблемы совместимости учебной наглядности как её связность. [2]

Вторая группа педагогических исследований направлена на разработку теории учебной книги [6]. Учеными — дидактами определена совокупность требований к учебникам, обоснована их структурная составляющая и взаимосвязи между ними, произведены экспертные и количественные оценки некоторых параметров качества. Изучение работ этой группы оказало существенную помощь в выделении проблемы совместимости учебной наглядности, связанной с её обособленностью. Учет обеих сторон исследуемого дидактического феномена позволяет достичь их оптимального баланса и обеспечить системное видение объекта анализа.

Третья группа исследований, непосредственно направлена на изучение наглядности учебной литературы, в основном усилия сконцентрированы на анализе когнитивных свойств иллюстративного ряда учебных пособий. [6].

Проблему использования моделирования, прежде всего знакового (информационного), как одной из разновидностей наглядности учебной информации, исследовали Л.В. Занков и его последователи. [4] Отдельные публикации посвящены анализу качества наглядного оформления учебной книги и связи иллюстративного материала с другими структурными компонентами учебника.

Психологические аспекты использования, функции различных видов наглядности стали предметом пристального внимания и детального изучения в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л.С. Рубинштейна, и др. [9] Cпецифика подхода к анализируемому педагогическому феномену состоит в рассмотрении роли осознаваемой и неосознаваемой сферы психики при переработке визуальной информации. Одновременно с этим приходится констатировать, что закономерности, связанные с особенностями зрительного восприятия знаковой информации и вопросы оптимизации совместимости комплекса наглядности для высшей школы, исследованы пока ещё не в полной мере. При оформлении учебных наглядных пособий и технической литературы, за редким исключением, отсутствует система размещения графической информации, логика, правила компоновки. [5] Вместе с этим остаётся открытой проблема выделения основополагающего принципа оптимизации наглядности учебных пособий. Отсутствуют научно обоснованные критерии, не разработана сама процедура оптимизации совместимости исследуемого дидактического феномена. До сих пор не осуществлялась оптимизация совместимости наглядных форм в отдельно взятой учебной книге, а тем более на материале всего комплекса действующих и создаваемых учебных пособий. Не выявлена специфика данной процедуры в зависимости и от особенностей профиля учебной дисциплины. [8]

Историко-индуктивный путь изучения специальных дисциплин заключается в том, что сначала излагается проблема, затем история её решения и наконец её современное состояние. [3]

Проблема История вопроса Современное состояние

Здесь наглядность участвует дважды: как иллюстрация открытия, как оно произошло в истории науки, и как способ раскрытия современного состояния проблемы. Однако исторический подход занимает очень много учебного времени и не всегда может быть обоснован. Исходным началом могут быть теоретические положения, аксиомы, системы понятий, усвоенные на предшествующих этапах обучения или даже вводимые теоретическим путём. Начальным этапом такого обучения (скажем, изучения той или иной темы) являются изложенные преподавателем (или сформулированные в учебнике, учебном пособии) общие положения. Лишь после усвоения теоретического положения или закона используется наглядность для его иллюстрации и применения, или использования на практических или лабораторных занятиях, когда познавательная задача решается путём опыта.

В целом анализ состояния наглядности в теории и практике профессионального образования показал, что данный аспект представляет собой актуальную проблему, требующую настоятельного научно-обоснованного решения.

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Педагогика, М., Просвещение,1988

2.Богословский В.И., Извозчиков В.А., Потемкин М.Н. Наука в педагогическом университете: Вопросы методологии, теории и практики. -СПб., 2000

3. Войтов А.Г. Учебная наглядность.- М.: изд-во «Дашков и К0», 2010

4. Занков Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960

5. Кириллов В.И, Старченко А.А. Логика изд., 5. М., Юрист, 2001

6. Кротова И.В. Оптимизация совместимости учебной наглядности (на примере учебников средней школы) диссертация, Курганский государственный университет, 2008
7. Оконь В. Введение в общую дидактику, М., Высшая школа, 1990
8. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения, М., Академия, 2009

9. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство, М., Совершенство, 1998

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930