А.Ю. Михайлов.Сущность понятия «Наглядная учебная информация».

Интеграция отечественной высшей школы в мировую вузовскую систему требует формирования гибкой системы подготовки кадров, способных быстро адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной деятельности, расширению и пополнению знаний. Объём всё более возрастающей учебной информации, подлежащий усвоению обучающимися экстенсивными методами обучения, уже не может в дальнейшем удовлетворять потребности общества и личности. Современная дидактика главной своей задачей ставит реализацию заложенного в человеке потенциала, выявление и использование психических особенностей обучающихся по восприятию учебной информации и готовности к самостоятельной познавательной деятельности в течение всей жизни.

Общеизвестно, что в науке имеет место противоречие между понятиями и терминами. «Наступает момент, когда между термином и понятием, которое этот термин выражает, возникает противоречие, и мы часто видим, что в старый термин, в своё время, возможно, удачный, вливается новое понятие, таким образом, создаётся противоречие между буквальным значением термина и содержанием выражаемого им понятия» [1, с .64]

В этом случае используемый термин служит препятствием для понимания понятия, как это и происходит с принципом «наглядности». Первоначально им обозначили зрительный рецептор, а затем стали обозначать и процесс мысленного отображения действительности в мозгу у человека, в следствие чего и возникло противоречие между термином и содержанием отражаемого им понятия. Противоречия существуют не только между термином и содержанием понятия «принцип наглядности», они присутствуют и в процессе обучения.

Анализ литературы по педагогике показывает, что не существует однозначного понимания прин­ципа наглядности. М. Н. Скаткин отмечал, что необходимо бережно сохранять и усовершенствовать оправдавшие себя ранее выработанные принципы, которые не устарели, не утратили своего значения в новых условиях работы школы [2]. Это принципы сознательности и активности; научности; доступности; наглядности; прочности; связи теории с практикой, которые являются устоявшимися и общепризнанными.

Следует отметить, что принцип выполняет двоякую роль. С одной стороны он выступает как центральное понятие, представляющее собой обобщение и распространение какого-либо положения на все явления. С другой стороны, принцип выступает в смысле норматива, предписания к деятельности [3]. При понимании принципа наглядности необходимо осознать тот факт, что наглядность характеризует не объект, а процесс познания объекта. В учебной деятельности наглядность преимущественно рассматривается как иллюстративное и демонстрационное использование наглядных средств в обучении, а не как дидактическое средство.

Вместе с тем, всё возрастающий объём учебной информации настоятельно требует коренного изменения стиля учебной деятельности, как преподавателя, так и обучающегося. В разрешении этой проблемы кроется кратчайший путь повышения качества образования на современном этапе. Такой переход потребует надёжного теоретического и методического обоснования, основанный на знании особенностей восприятия наглядной учебной информации и его учёта в педагогической деятельности. И первым шагом на этом пути должно стать современное понимание сущности термина: «наглядная учебная информация» пришедшему де-факто на смену термина «наглядность».

Термин «информация» (informatio) — общенаучное понятие, имеющее философское и методологическое значение. Это термин обозначает не только сведения, передаваемые людьми в ходе их общения, но и одно из основных свойств объективного мира, которое связано с наличием в нем особого рода процессов, называемых информационными. Примерами информационных процессов могут быть: общение людей друг с другом, работа какой-либо системы автоматического регулирования, приспособление живого организма к меняющимся условиям существования, наследственная передача признаков родителей детям, познание мира человеческим мозгом и др. Критерии видовых понятий «информация» достаточно многочисленны. В учебном процессе это может быть: форма представления учебной информации; информация для преподавателей и для студентов в процессе обучения; информация об усвоении материала; диагностическая информация, эмоциональная и психологическая информация. Как видим, понятие «информация» в педагогике – довольно сложное понятие. И как весьма важное обстоятельство следует отметить, что классификация видов информации в педагогических явлениях еще не достаточно разработана.

Обычно информацию мы трактуем как знание, передаваемое другим. Степень интереса к передаваемой информации определяется тем, в какой мере эта информация удовлетворяет запросы ее конкретного потребителя – студента. Поэтому одна из основных проблем преподавателя – нахождение оптимального отношения известного и нового в сообщаемой информации. Потребность студента в информации зависит от его подготовки к использованию полученной информации в процессе деятельности, от уровня информативности и ценности передаваемых знаний. Как видим, анализ функционирования информации в процессе обучения предполагает рассмотрение соотношения между знанием и информацией, изучение проблем информативности – знания. Разработка проблемы связи информации с учебной познавательной деятельностью студента приобретает не только теоретическое, но и практическое значение. Эта проблема позволяет выявить особенности и свойства учебной информации как объекта учебной познавательной деятельности, а также специфику информационного аспекта обучения.

Общеизвестно, что для образования понятия необходимо выделить существенные признаки предмета, применив с этой целью ряд логических приемов: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Выявив роль существенных признаков, установив сходство и различие между предметами, расчленив сходные предметы на элементы, распространяя их на все однородные предметы, сформулируем определение «Наглядной учебной информации», которое будет являться ключевым в нашей статье.

В учебной деятельности, под термином «Наглядная учебная информация» следует понимать передаваемые (приобретаемые) сведения, отражающие свойства объективного мира, активизирующие психические процессы в создании субъективных образов при индивидуальном восприятии, опирающимся на предшествующий личный опыт человека.

Важность осознания данного определения ставит необходимым условием дальнейшую теоретическую разработку принципа «Наглядной учебной информации» и является надёжным препятствием на пути от перегрузки учебной информацией. Информационная перегрузка приводит к порождению негативной ситуации, следствием которой возможен исход:

— человек пропускает часть информации, не сумев её увидеть.

— воспринимается и перерабатывается вся информация, но позже.

— информация воспринимается искажённой.

При этом недостаточность поступившей информации может приводить к искажённым, ошибочным решениям, что чревато определёнными проблемами как в сфере проектирования, эксплуатации и управления техническими системами, так и в других областях человеческой деятельности. Кроме того, недостаточность получаемой информации, как и её излишек, при осознании данного факта, отрицательно сказывается и на психике человека.

В данной статье обозначены лишь контуры проблемы, на самом деле она значительно шире и требует фундаментальной проработки теории восприятия наглядной учебной информации с учётом психических особенностей личности.

А.Ю. Михайлов. Сущность понятия «Наглядная учебная информация».

Литература

  1. Как работать над терминологией. Основы и методы. М., Наука, № 6, 1968

  2. Некоторые проблемы современной дидактики: учеб. пособие, Под ред. М. Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982

3. Новиков А.М./Методология образования/ изд.2.М., «Эгвес», 2006, с.488

4. Новая философская энциклопедия под редакцией В. С. Стёпина М., 2001

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31