Обучение и воспитание в преподавании предмета «Черчение».

Обучение и воспитание неразрывно связаны. Это — прописная истина. «Нет в мире ничего сложнее и богаче человеческой личности» — писал В.А.Сухомлинский. Известно, что ребёнок становится личностью в процессе взаимодействия с людьми и окружающим его миром. Никто не может сказать ничего конкретного о любом человеке, пока не увидит его во взаимодействии с другими людьми, не узнает его отношения к животным, природе и т.д. В древности считали, что любая вещь познаётся только в момент её связи с другими вещами. Значит, именно процесс общения становится индикатором социализации личности. А ещё много зависит от умения личности взаимодействовать с самим собой, именно на этом этапе происходит осмысление себя как другого, оценка и прогнозирование своих действий в будущем. От умения личности взаимодействовать с собою во многом зависит и конструктивность её отношений с окружающими людьми. Если человек научится относиться к себе как к другому, то он поймёт и примет другого человека как себя.
В своё время Сухомлинский писал: « В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В воспитании всё главное – и урок, и развитие разносторонних интересов детей вне урока, и взаимоотношения воспитанников в коллективе.»
Так как сделать обучение интересным, значимым для всех участников образовательного процесса?

Предлагаю Вашему вниманию мою статью, которая была опубликована на сайте «Первое сентября» в 2008 году: http://festival.1september.ru/articles/538525/ Прошло время, многое изменилось, но я считаю, что статья эта актуальна и сейчас.

Особенность курса черчения в средней общеобразовательной школе — его чрезмерная сжатость. Традиционное обучение характеризуется односторонней активностью преподавателя и малой активностью учащихся на уроках. Даже при выполнении многих самостоятельных заданий и упражнений преследуется одна и та же цель: как можно лучше закрепить те или иные знания и умения при действиях в основном с теми задачами, способ решения которых уже детально показан ранее, что значительно уменьшает возможность развития самостоятельности мышления. В связи с этим передо мной встал вопрос: как построить обучение, чтобы процесс познания стал интересен, значим для учащихся? Изучив множество литературы, я пришла к выводу, что для того, чтобы усилия учителя были эффективны, необходимо, чтобы уроки имели эмоциональную основу, стали совместным процессом познания, где знания добываются в совместной деятельности через диалог, полилог учащихся между собой и учителем.
Именно это становится возможно при интерактивном обучении. Интерактивное обучение -это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с передаточных на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.
Психологами доказано, что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «учитель — ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении тех же задач повышает эффективность обучения не менее чем на 10%.
Методику организации интерактивного обучения я нашла у Е.В.Коротаевой, но в результате её освоения «подстроила под себя» .
Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения и воспитания происходит в совместной деятельности. На уроке учитель объединяет учеников в группы . Каждая группа получает одно конкретное задание и чёткие инструкции по его выполнению. Каждый ученик в своей группе играет определённую роль, которую ему выбирает учитель (капитан, штурман, секретарь, докладчик и т.д.). Группа по отношению к каждому ее члену оказывается микрокосмосом, отражающим весь внешний мир. Смысл групповой работы в том, чтобы опыт, который ребенок приобрел в специально созданной среде (знания, умения), смог перенести во внешний мир и успешно его использовать. В то же время очень важно, чтобы в процессе происходящих в группе взаимодействий осознавалась ценность других людей и формировалась потребность в общении с ними, в их поддержке.
Если какая-то из групп справилась с заданием раньше остальных, то необходимо занять эту группу ещё чем-то. Обязательным является награда за групповое усилие, чтобы закрепить этот метод работы среди учеников.
При интерактивном обучении необходимо следить, чтобы обязательно были решены две основные функции: решение постановочных задач и оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы. Эффективность обучения во многом зависит от благоприятного эмоционального климата микрогруппы.
На начальном этапе лучше всего вырабатывать приемы коллективной деятельности в комфортной среде. Когда дети привыкнут к работе в группах, нужно постепенно менять состав групп и приучать к работе с обязательным сменным составом.
На первых порах формирую группы по «желанию». Плюсы этого:
• учитываются межличностные связи школьников;
• формируется располагающая к общению обстановка;
• снимается напряжение;
• укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке.
Но есть и минусы:
• формируются группы не равные друг — другу по количеству и качеству;
• в группе может сложиться «попустительская» атмосфера;
• за пределами групп могут остаться ученики, которые относятся к «пренебрегаемым», что может разрушить внутриколлективные связи в классе.
При формировании групп необходимо принимать во внимание и задачи урока. Если целью урока является получение новых знаний (урок изучения нового материала), я формирую группы так, чтобы сильные ученики были «перемешаны» со слабыми. При этом учитываю, что этот сильный должен быть доброжелательным и терпеливым партнером. А если цель урока — проверка знаний (урок закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающий урок), то могу «сильных» учеников соединить в отдельную группу и дать более сложное задание. Кроме того, при работе в группе я предлагаю учащимся задачи, которые вынуждают детей общаться друг с другом, искать друг у друга помощи, обмениваться мнением. Очень часто использую элементы проблемного обучения , занимательные задачи, задачи на развитие пространственного мышления, кроссворды и т.д.
Приучаю детей к тому, что каждый может выдвинуть любую, самую фантастическую идею, что каждый ученик имеет право на ошибку.

«Важным условием правильного развития подросткового критицизма является не только удовлетворение, но и всяческое поощрение его пытливости, любознательности.» (В.А.Сухомлинский)

И ни в коем случае нельзя подвергать насмешкам своих товарищей. Ученики должны критиковать идеи, а не личности. Тем более выносить все за рамки урока. В совместной работе все должны быть участниками, а целью совместной деятельности должно быть нахождение лучшего решения.

«Скованный, угнетённый страхом ребёнок не может нормально мыслить» (В.А.Сухомлинский)

Для того, чтобы интерактивное обучение было эффективным, я стараюсь организовать учебное пространство так, чтобы учащиеся сидели лицом друг к другу. Причем, каждый раз ищу наиболее оптимальные варианты расстановки учебных парт в зависимости от количества групп и количества учеников в группах.

Особенно дети любят работать в таких динамичных парах, как «хоровод».  Ученики дома готовят разнообразные вопросы по заданной теме и ответы на них. В классе учащиеся делятся на 2 равные группы, которые образуют два круга — внутренний и внешний. Ученики из внутреннего круга в течении всей работы остаются на месте. Они задают вопрос тем ученикам, которые сидят перед ними. При правильном ответе отвечающий получает жетон, при неправильном – задающий вопросы должен наводящими вопросами заставить ученика дать правильный ответ (или, в случае если ученик не может ответить на заданный вопрос, ответить на свой вопрос сам. ) Те учащиеся, которые находятся во внешнем круге , после каждого мини — диалога двигаются и каждый раз оказываются перед новым собеседником. После прохождения всего круга, ученики меняются местами и теперь уже те, кто до этого отвечал на вопросы, будут их задавать. Конечно, вполне возможно, что вопросы будут повторяться, но вследствие этого заметно возрастает и степень усвоения. В конце урока оценки выставляют сами ученики друг — другу, учитывая полученные жетоны.
Работу в динамичных парах я планирую на уроке закрепления знаний, умений и навыков или на повторительно-обобщающем уроке.
Таким образом, при интерактивном обучении, ученики могут осваивать мини — диалог в самых разнообразных формах. Методы организации учебно-познавательной деятельности при этом я выбираю самые разные, в зависимости от темы и цели урока, возрастных особенностей учащихся, уровня их подготовленности, с учётом моих возможностей. Очень часто, при проведении урока закрепления знаний, умений и навыков или повторительно-обобщающего урока, я использую дидактическую игру, во время которой мы:
• путешествуем по странам, где зарождалась наука черчение ;
• летим на планету, где живут люди и животные, имеющие форму простых геометрических тел;
• становимся дизайнерами и создаём чертежи новых игрушек, в основе которых используется сопряжение и деление окружности на части и др.
Чтобы учащиеся не «замкнулись» в себе, не боялись высказывать своё мнение, необходимо стараться не скупиться на позитивные оценки, в каждом ребенке увидеть что — то, за что его можно похвалить.

«Трафарет, шаблон, стрижка всех под одну гребёнку -это худшее проявление равнодушия, несправедливости»

«Справедливость — это чуткость учителя к индивидуальному духовному миру каждого ребёнка»

(В.А.Сухомлинский)

Если формы учебного диалога используются регулярно, то у школьников к концу года формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказывать неправильное мнение , устанавливаются доверительные отношения с учителем и друг другом, воспитывается толерантность. У детей развиваются статические и динамические пространственные представления. Кроме того, такие уроки побуждают к нестандартному мышлению.
Используя интерактивные технологии можно осваивать учебный материал, включая в учебный процесс мотивационную сферу ученика, придумывать что-то новое, то, что сделает урок ярким, интересным и запоминающимся.

Переслегина Вера Анатольевна, учитель черчения

http://festival.1september.ru/articles/538525/

Используемая литература:
1. Е.В.Коротаева «Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия.» М.2000 г.
2. М.В. Кларин «Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках.» М 1994 г.
3. Г.А.Цукерман «Виды общения в обучении» Томск, 1993 г.

4.» В.А.Суомлинский о воспитании» Составитель С.Соловейчик. М.,Политиздат, 1988 г.

1 комментарий Обучение и воспитание в преподавании предмета «Черчение».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31