РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

lessonРАЗВИТИЕ  ТВОРЧЕСКОГО  ПОТЕНЦИАЛА  СТУДЕНТОВ  В ХОДЕ  ОРГАНИЗАЦИИ  ВНЕАУДИТОРНОЙ  РАБОТЫ  ПО  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

 Калининградский морской рыбопромышленный колледж

 Преподаватель английского языка  Л.В. Коврижкина

Внеаудиторная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет и расширяет знания иностранного языка, но и способствует также расширению культурологического кругозора студентов, развитию их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны.

При организации и проведении внеаудиторного мероприятия от преподавателя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов студентов.

Выбор темы внеаудиторного мероприятия для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объемом языкового материала, с другой стороны, уровнем общеобразовательной подготовки обучающихся, возможностью реализации некоторых межпредметных связей, общих компетенций. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и участии во внеаудиторной работе, минимально загружать их заучиванием нового материала, особенно такого, который содержит незнакомые лексические единицы и грамматические явления.

Массовая работа является доминирующей во внеаудиторной деятельности студентов, благодаря ее познавательному, практическому и воспитательному значению. Проведение массовых мероприятий в содержательной и интересной форме создает благоприятные условия для развития лингвистической и социокультурной компетенции, формирования личностных качеств студентов.

Условиями эффективности внеаудиторной работы являются:

— добровольность участия;

-сочетание самодеятельности и инициативы студентов с направляющей ролью преподавателя;

— четкая организация и тщательная подготовка мероприятий;

— широкое использование методов педагогического стимулирования активности студентов.

Основными отличиями внеаудиторной работы от учебной являются:

1. Добровольный характер участия обучающихся во внеаудиторной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеаудиторной работы прежде всего в соответствии со своими интересами, желаниями узнать что-то новое, заняться языком дополнительно с какими-то определенными целями.

Этот ведущий принцип организации внеаудиторной работы обязывает педагогов своевременно обнаружить заинтересованность обучающихся внеаудиторной работой и языком, вовлечь их в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым пробудить в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы — она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Местом проведения работы может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов  внеаудиторной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.

3. Большая самостоятельность и инициативность обучающихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь педагогов играет ведущую роль, во внеаудиторной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеаудиторных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям.

Организация и проведение внеаудиторных мероприятий позволяет реализовать разнообразные познавательные, воспитательные и развивающие цели:

— воспитывать у студентов чувство уважения к истории и культуре англоязычных стран;

— развивать творческие начала студентов и преподавателей;

— совершенствовать технологию коллективных творческих дел, педагогику сотрудничества, игры и проектов;

— воспитывать умение работать в коллективе, развивать взаимовыручку, взаимопомощь при выполнении групповых заданий.

В нашем колледже внеаудиторные мероприятия по английскому языку проводятся ежегодно.

Каждому студенту предоставляется право выбрать творческое дело, исходя из интересов и имеющихся талантов. План мероприятия составляется таким образом, что каждый студент может самореализоваться в том виде деятельности, в котором ему хочется себя выразить.

Проведение различных массовых мероприятий и праздников на английском языке стало традицией в нашем колледже. Студенты с удовольствием участвуют в проведении таких праздников, как «День Святого Валентина», «Рождество», «Хэллоуин».

При проведении праздников педагоги используют обширный материал, позволяющий приобщить студентов к духовному  миру народов стран изучаемого языка.

Использование наглядности позволяет привлечь внимание студентов к теме праздника, создать положительный эмоциональный настрой.

В ходе праздников студенты знакомятся с традициями и обычаями англичан, получают информацию об истории праздников, повторяют лексику по теме «Праздники». Целью проведения праздников является осуществление лингвострановедческого подхода к обучению иностранному языку во внеурочной деятельности. Такой подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с культурой страны изучаемого языка, развивает интерес к традициям этой страны.

В каждом мероприятии присутствует элемент соревнования и игровые моменты, что делает мероприятие более интересным.

В 2012 году студенты технологического отделения колледжа приняли участие во внеаудиторном мероприятии «Калейдоскоп осенних праздников».

Опыт работы показал, что те студенты, которые хоть один раз принимали участие в подготовке и  проведении мероприятий на английском языке, более активно работают на уроках,  более уверенно чувствуют себя во время выполнения различных заданий и видов контроля знаний. Таким образом, участие во внеаудиторных мероприятиях не только развивает творческий потенциал студентов, но также создает мотивацию к  изучению английского языка, и является стимулом для его дальнейшего изучения.

Наметившийся в последние годы личностно-ориентированный подход к обучению иностранным языкам позволяет активно внедрять в учебный процесс  результативные технологии обучения, такие как обучение в сотрудничестве, проектная деятельность и другие.

Наибольшее распространение в обучении иностранному языку получил метод проектов, который реализуется в рамках учебно-исследовательской  деятельности студентов, направленной на решение значимой для студентов проблемы и предусматривающей сочетание индивидуально-творческой и внеурочной самостоятельной познавательно-поисковой  работы студентов.

В проектной методике используются механизмы для реализации личностно-ориентированного подхода. Эти механизмы обеспечиваются:

— новой функцией педагога, выступающего в качестве организатора самостоятельной учебно-познавательной,  коммуникативной деятельности студентов;

— новой ролью студента, когда он становится субъектом действия, и в работе с информацией на иностранном языке у него формируются умения, входящие в состав коммуникативной компетенции, и тем самым он вовлекается в активный диалог культур;

— совместной деятельности педагога и студента, а также студентов друг с другом, что, в свою очередь, увеличивает возможность межличностного общения.

Подводя итоги, можно сказать, что в преподавании иностранного языка внеаудиторная работа занимает важное место и проводится в соответствии со спецификой дисциплины. Она решает две главные задачи: во-первых, развитие интереса, углубление знаний, совершенствование умений по данной дисциплине; во-вторых, организация свободного времени обучающихся с целью их общего развития, нравственного и эстетического воспитания, т.е. формирование общих компетенций.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Я.М. Колкер, Е.С.Устинова, Т.М. Еналиева — Практическая методика обучения иностранному языку, М: Издательский центр «Академия», 2001

2. В.И. Шепелева. Принципы организации внеклассной работы.

3. Акопян Э. Г. Из опыта работы над международными проектами учащихся старших классов. ИЯШ № 4 2009.

4. Бабышева Т. Я. Стихи и рифмовки на уроках иностранного языка – эффективное средство усвоения языкового материала. ИЯШ № 2 2009.

5. Дзюина Е. В. Игровые уроки и внеклассные мероприятия на английском языке.

М., «ВАКО» 2007.

6. Калинина Л. В. Предметная неделя английского языка в школе. Ростов-на-Дону,

«Феникс» 2007.

7. Серия «Учение с увлечением» Внеклассные мероприятия по английскому языку. М,

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31