ПРОМЫШЛЕННОСТЬ КЁНИГСБЕРГА – КАЛИНИНГРАДА

Материалы студенческой научно-практической  конференции 19   апреля   2012    года по   итогам    кружковой   работы   2011-2012    учебного   года

 Подготовила Л.П. Склярова – заслуженный учитель РФ, методист УМО Калининградский морской рыбопромышленный колледж «КМРК»

Бурыкин  Александр, Ковтун Андрей и Кондратьев  Алексей, 

09-МТ -13

Научный   руководитель:    И.И. Гудзарик

 

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ  КЁНИГСБЕРГА – КАЛИНИНГРАДА

Вступление

Изучая промышленное оборудование и посещая современное Калининградское производство,  мы задались вопросом:  узнать, какое производство было в Кенигсберге и было ли оно вообще? Чтобы найти ответ на этот вопрос мы стали обращаться в библиотеки, архивы, переводились  книги с немецкого языка, был подан запрос в немецкие библиотеки.

История

Как известно, Калининград  стал называться Калининградом  с 1945 года. А до этого, наша земля принадлежала Германии и называлась Кенигсбергом. Восточная Пруссия до первой половины 19 века  все еще сохраняла аграрный характер.  С середины 19 столетия ее промышленное население составляло всего 11%. И само производство,  главным образом,  процветало в имениях. Долгое время в восточной Пруссии развивались те отрасли промышленности, которые были связаны с переработкой сельскохозяйственного сырья. И только вторая половина 19 века стала веком развития производства как отрасли.

У ее истоков стоял англичанин Чарльз Хугес. Он основал в 1822 году союз литейного производства — предприятия, сыгравшие огромную роль в производстве паросилоустановок   и в промышленном развитии области в целом. Так же он выпускал земснаряды, паровые котлы, наладил производство металлоконструкций,  морских контейнеров и подъемных мостов. Кстати, все разводные и подъемные мосты были сконструированы и изготовлены именно на этом заводе.

В 1865 году в городе был построен Вагонзавод. В документах указывалось, что предприятие  предназначается для производства всякого рода  транспортных средств —

товарных и пассажирских вагонов для узкой колеи.

Так же инстенсивно стала развиваться пищевая промышленность. В 1893-1895 вступил в эксплуатацию новый крупный мясокомбинат. В Лабиау(Полесск) появился рыбзавод, и небольшая судоверфь для обслуживания рыболовецкого флота, несколько лесопильных заводов. В Хайнрихсвальде (Славск)  были построены маслоделательные заводы, мельницы, лесопильни.  В Тапиау (Гвардейск) получила развитие деревообработка.

Вторым после Кенигсберга по производственному значению был Инстербург (Черняховск) за ним Тильзит (Советск) и третьим был Эльбинг.

В производстве преобладали мелкие предприятия, исключением было Целлюлозно-бумажное производство. В него входило 7 предприятий, из которых 4 были довольно крупными:  два в Кенигсберге и по одному в Тильзите и Рагните.

Отрасли промышленности Кол-во предприятий Кол-во рабочих Среднее число рабочих на 1 предприятии.
Металлообрабатывающая
Машиностроительная
Горная и металлургическая
Керамическая
Химическая
Пищевая
Деревообрабатывающая
Целлюлозно-бумажная
Полиграфическая
Текстильная
Строительная
171
336
20

486
78
1149
908
40
104
841
136

1777
7422
1684

11458
1447
11521
13228
4161
2116
5134
3906

10,4
22,1
84,2

23,7
18,6
5,1
14,6
104,0
21,3
6,1
28,7

Всего:                                            4269                            63854                             14,9

Так же на бурное развитие производства повлияли Кенигсбергские порты. Общий тоннаж,  ввозимый в Кенигсбергский порт, составлял до одного миллиона шестисот тонн в год. Углубление канала Кенигсберг – Пилау позволяло заходить в порт большим морским судам. Все это способствовало увеличению рыболовства и развитию рыбной промышленности.

 Рыбная промышленность.

            Известно, что  при СССР  Калининград считался одной из ведущих областей по ловле  и  производству рыбной продукции.

 (Вставка краткой информации о рыбной деятельности Кенигсберга при Советском союзе.)

            Изначально рыболовство в Кенигсберге имело Частный (семейный) характер, но уже тогда этим занималась большая часть населения. Так как особых способов хранения не существовало (изначально использовалась только соль), рыбаки привозили свеже -пойманную рыбу на рыбные рынки, которые находились не только в городе, но и в разных частях провинции. Рыбу скупали местные жители  и предприятия по изготовлению рыбной продукции. Самый  известный рынок  находился на одном из семи Знаменитых мостов, в  честь чего он  и  был назван рыбным.

Чтобы как-то систематизировать и ограничить данный вид деятельности, были введены квоты, которые строго регламентировали, какое количество   рыбы разрешено было ловить и продавать.

            Если изначально ловлей рыбы занимались маленькие парусные суда и ботики, то уже к 1910 году рыбной ловлей занимались крупные рыболовецкие суда с паросилоустановкой.     Они   создавались  в Кенигсберге, как было сказано выше.

¨  В 1857 г. из 600 тыс. бочек с сельдью, 400 тыс. бочек поставлялось по всей России.

¨  В 1938 г весь рыбный  флот Балтийского моря состоял из 9056 ед.  рыб судов с экипажем  в  1800 чел. В этом же году было выловлено 56.4 тыс. тонн рыбы.

В 19 веке современного рыбного порта в Кенигсберге не существовало.  Он состоял из пристани с несколькими маленькими складскими помещениями. Но ввозимые товары из России и создание промышленной базы в самом Кенигсберге, способствовало быстрому развитию порта. Общий тоннаж товаров на 1913 г. составлял уже 1745600 тонн.

¨  В наше время для длительного хранения продукта используется жестяная,  алюминиевая, стеклянная тары. Нас заинтересовал вопрос, а как же хранились продукты во времена 19 века.

¨  Использовалась стеклянная тара, и бочки. В стеклянной таре хранились мясные консервы, молочные продукты.  Рыбных заводов не было, но были небольшие цеха по копчению  леща и  угря.   Выловленная рыба  сразу же выставлялась на рынке  и раскупалась.  Но в 1930 на рынке стала появляться жестяная тара.

¨  Стеклянная тара.

 В стеклянной таре хранились мясные консервы, молочные продукты

¨  Бочки изготавливались из дуба и других сортов деревьев, растущих в  Кенигсберге.

 

¨  На их изготовление идут различные породы древесины.

¨  Наиболее ценной является дуб. Он отличается большой крепостью, хорошо колется, очень упруг, в распаренном состоянии легко гнется. Дубовые бочки, несмотря на действие сырости (в подвальных помещениях, в земле и т. д.), сохраняют свою прочность в течение многих лет. В бондарном деле дуб употребляется исключительно при изготовлении особо плотных бочек, рассчитанных на длительный срок службы. Однако, в связи с дефицитом этой древесину, она используется редко. На изготовление клепки пригодны и другие породы древесины: ель, ольха, липа, осина, тополь, сосна, береза и другие породы.

Другая промышленность

 

¨  В Кенигсберге был и кондитерский завод. Мы не могли пройти мимо известных на весь мир марципанов.

¨  Также было много пивоваренных заводов. Были предприятия химической промышленности, лесопильные и деревообрабатывающие заводы, кирпичное производство, пищевая промышленность в виде многочисленных мукомольных, пекарных и колбасных предприятий, заводы по переработке янтаря, развивалось судостроение. Также были сосредоточены и предприятия легкой промышленности – швейные и сапожные мастерские.

¨  19 век стал промышленным для Кёнигсберга.

 

¨  После 2-й мировой войны город был разрушен,  поэтому все производство поднималось с нуля.

¨  В послевоенное время в  Калининград в течение  45 лет создавался мощный рыбопромышленный комплекс общегосударственного значения. К 1990 году  он включал в себя 25 крупных предприятий и организаций,  образующих единую цепь:  рыбодобывающие и рыбообрабатывающие предприятия, машиностроительные и судостроительные заводы,  специальные  конструкторские бюро,  транспортные предприятия.

 

¨  Из прочих отраслей пищевой промышленности наиболее развиты: производство животного масла, сыра, цельномолочной продукции (наиболее крупные маслозаводы — Черняховский, Нестеровский, Озёрский; Калининградский), а также мясная промышленность (Калининградский, Черняховский, Советский мясокомбинаты). Быстро развиваются лёгкая промышленность и производство стройматериалов.

¨    Получила развитие уникальная отрасль — добыча и обработка янтаря (пос. Янтарный); ежегодно добывается более 400 тонн янтаря; кроме ювелирных и декоративно-художественных изделий (более 350 видов)  производятся янтарные лаки и краски,   изоляционные материалы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31