Научно-  и учебно-исследовательская работа студентов

«Научно-   и учебно-исследовательская работа студентов – одно из направлений

pedagogue

Л. Склярова

формирования профессиональных компетенций у студентов образовательных учреждений СПО»

Заслуженный Учитель РФ, почетный работник  СПО, методист Л.П. Склярова

До последних лет исследовательской и научной работой занимались лишь студенты вузов. Но в настоящий момент  в силу ряда причин стал активно  развиваться научно-исследовательский и творческий потенциал в ССУЗах.  Какие же это причины?

  1. Высокий профессионализм преподавателей ССУЗ, повышение % остепенненых педагогов (кандидатов и даже докторов наук).
  2. Высокая квалификация преподавателей ССУЗ (50% и более педагогов имеют высшие квалификационные категории).
  3. Внедрение в учебный процесс инновационных  технологий, в том числе и информационных.
  4. Окружение и международные связи  Калининградской области.
  5. Постоянное и непрерывное повышение квалификации педагогов, что позволяет им  идти в ногу со временем, овладевать информационными технологиями,  внедрять их в учебно-воспитательный процесс.
  6. Возрастание значимости  воспитательного компонента учебного процесса и внедрение личностно-ориентированных технологий.
  7. Актуализация самостоятельности обучающихся, что связано  и с требованиями ФГОС с одной стороны, а также  необходимостью получения дополнительной информации, связанной с будущей профессией, даже правильней сказать,   с целью формирования необходимых  компетенций будущего специалиста, как профессиональных, так и общих.  Здесь надо отметить  разнообразие  форм и методов самостоятельной аудиторной, а также внеаудиторной  работы. Подготовка  преподавателями  рекомендаций  для организации  внеаудиторной  самостоятельной работы предусматривает и такие её формы, как  исследовательская работа, метод проектов, работа с дополнительной, научной литературой, подготовка  рефератов, сообщений, докладов и др.
  8. Улучшение качества материально-технической базы, оборудования учебных кабинетов. Практически каждый кабинет оснащен  компьютерами, мультимедийными проекторами, аудио-видео-аппаратурой,  необходимыми для проведения практических занятий   и  лабораторных работ  ТСО.

И это, конечно, не все причины.

Одним из важных и действенных направлений модернизации системы образования является учебно- и научно-исследовательская работа студентов. Это один из определяющих факторов развития учебного заведения, т.к. от него непосредственно зависит и качество подготовки специалиста, и уровень преподавания, и творческий настрой педколлектива,  и связь обучения с современной наукой  и практическая направленность обучения.

Кроме того необходимо учитывать тот факт, что в СПО, как правило, приходят студенты  не достаточно мотивированные, не  имеющие полного представления о характере и содержании будущей профессии.  Поэтому,  привлечение студентов с первых дней обучения  к работе в предметных кружках может решить проблему их мотивации  и  быстрейшей  адаптации  как к учебному процессу в целом, так и к отдельным дисциплинам, требованиям преподавателей, сможет  помочь больше узнать о своей будущей профессии, полюбить  ее.

Этой важной проблеме в Калининградском морском рыбопромышленном  колледже уделяется достаточно времени. А одним из направлений работы педколлектива является  организация и проведение исследовательской  работы  курсантов (студентов), развитие их творчества.

С этой целью  подготовлено  Положение о работе кружков по НИРС и УИРС,  в котором указаны основные формы организации кружков, цели, обязанности руководителя  и старосты СНК.   Подготовлены пособия  для руководителей кружков по организации УИРС и НИРС,  в  которых  определен список документации для ведения кружка, организационные  этапы, направления исследований, оформление результатов исследований и др.

Разработаны  критерии  оценки рефератов и программных докладов, которые обсуждаются и утверждаются ежегодно. Подготовлен образец пособия по  оформлению реферата.

Исследования носят в основном прикладной характер и направлены на углубленное изучение содержания ФГОС,  повышение качества подготовки специалистов и мотивации к обучению. То есть НИРС и УИРС является перспективным средством развития познавательной деятельности студентов, что в настоящее время является одной из самых важных проблем учебно-воспитательного процесса.

Задача  руководителей СНК – развитие  привычки к умственному труду. Для умственного развития  вредно получение только  конкретных знаний, скажем как суммы  различных фактов. Необходима обязательная мыслительная деятельность  для переработки полученных самими студентами данных.

В ходе исследовательской деятельности  у студентов формируются следующие умения:

—  умение увидеть проблему;

—  сформировать цели исследовательской работы;

—  выдвинуть гипотезу и построить программу исследования;

— анализировать полученные данные, данные научной и научно-популярной литературы по проблеме;

—  пользоваться различными методами  исследования и т.д.

В процессе исследовательской деятельности студенты воспроизводят не только полученные ими знания и умения, но и  получают и развивают способности, которые лежат в основе теоретического сознания и мышления: рефлексию,  анализ, синтез, планирование, эксперимент, прогнозирование и т.д.

Высшей инстанцией УИРС и НИРС  является научно-практическая конференция, которая проводится  по результатам работы  отдельных кружков, а также  по результатам  всей исследовательской работы за учебный год.

При  утверждении тем для  научно-практической  конференции научно-мето-

дический совет  руководствуется следующими принципами:

  1. актуальность и практическая направленность исследований;
  2. философское, психолого-педагогическое и методологическое значение выбранной тематики;
  3. конкретизация и интегративность проблемы на основе взаимосвязи дисциплин (междисциплинарный характер исследований);
  4. наличие у каждого руководителя разработанной долгосрочной программы исследований с учетом устойчивых интересов, мотивов, реальных условий, а также возможностей  для  успешной реализации научно-исследовательской работы.

При таком подходе исследования студентов становятся более целенаправленными, поддаются контролю и коррекции. Деятельность руководителей  СНК  становится более  системной, целенаправленной и носит координационный  характер.

Результативность поиска во многом зависит от уровня научного руководства, умения проводить мониторинг, умения заинтересовать студентов.

Оценка программных докладов  проводится  по разработанным критериям и носит суммарный, т.е. рейтинговый характер.

Проведение НИРС предполагает наличие следующих этапов научного поиска:

— постановку проблемы;

— ознакомление с научной и научно-популярной литературой по данной проблеме;

— овладение методикой исследования;

— сбор собственного материала;

— его анализ;

— обобщение;

— выводы.

В рамках колледжа применятся чаще всего следующие формы организации НИРС  и УИРС:  заседание кружка, научно-практическая конференция, защита рефератов,  конкурсы, выставки работ, дискуссии, олимпиады, заседания «круглого стола с  ведущими специалистами», публикации интересных студенческих работ, участие в областных и международных научно-практических конференциях, участие в конкурсе студенческих рефератов, подготовка и защита курсовых проектов  и т.д.

Содержание  кружковой работы, т.е. исследования проводятся поэтапно:

  • 1-ый этап предусматривает приобретение теоретических знаний и умений исследовательской работы, введения в специальность, поэтому на 1-ом году обучения студенты углубленно изучают предмет, готовят раздаточный материал по дисциплинам, рефераты, изучая различные источники информации, приобретая умения самостоятельно ими пользоваться, добывать информацию;
  • 2-ой этап (2-3-ий курсы) – проводят анкетирование по актуальной, изучаемой проблеме, проводят исследования, используя различные методы.

Учатся анализировать полученные ими  данные, делать правильные выводы, выступать, т.е. докладывать, выделяя главное, отстаивать свою точку зрения;

  • 3-ий этап (4-ый и 5-ый курсы) – более сложные исследования с применением ТСО, с учетом актуальных проблем, а также акцентом проблем нашей Калининградской области и специальности  в целом, умение высказать свое мнение, преподнести полученные данные, ответить на вопросы, участвовать в дискуссии  и т.д.      

В 2008-2009 учебном году в колледже  функционировало 28 студенческих кружков. 262  курсанта (студента) было охвачено исследовательской работой, что составляет 13,1% обучающихся дневного отделения. В рамках  УИРС (учебно-исследовательской  работы) проводился  конкурс  студенческих рефератов.

В 2012-13 учебном году исследовательской работой охвачено более 400 курсантов и студентов, что составляет 16%  от всех обучающихся в колледже.

По итогам исследовательской работы студентов ежегодно проводится научно-практическая конференция, которая проходит в течение двух дней:  1-ый день прослушиваются доклады по дисциплинам ОГСЭ и   естественно-научным, а на 2-ой день – по общепрофессиональным и спецдисциплинам (в составе  модулей). По итогам конференций выпускаются сборники статей. Лучшие доклады представляются для участия в областной научно-практической конференции среди  студентов СПО и НПО.

Работа кружков имеет явно выраженный исследовательский характер. Выражена  актуальность и значимость тем, новизна которых обоснована авторами.  Доклады опираются на широкий круг источников и литературы: документы областного и западных  архивов,  научные публикации, краеведческие и периодические издания. Выявлен и систематизирован значительный объем материала по представленным на конференциях темам. Следует отметить логичное и последовательное изложение материала, развитый стиль изложения, элементы аналитического подхода. Грамотное оформление доклада, включая введение со всеми необходимыми элементами, список литературы и примечания.

Авторы успешно справляется с поставленной задачей, вводя в научный оборот новую информацию по  проблемам  не только в России, на западе, но  и в регионе.

Важное достоинство докладов – логичное и последовательное изложение материала, развитый выразительный стиль изложения, свободное владение специальной терминологией.

Таким образом,  НИРС и УИРС является важным и действенным фактором учебно-воспитательного процесса:  способствует развитию студента, формирует его мотивацию, интерес к выбранной профессии, расширяет границы профессиональной деятельности педагога, повышает его творческий потенциал, формирует профессиональные и общие компетенции и  высокий уровень общественной культуры, в конечном итоге,  повышает  качество образования.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31