Создать команду единомышленников.

Работая в любой сфере деятельности,  мы всегда сталкиваемся с одной и той же проблемой: как построить работу так, чтобы она приводила к успеху? Почему у одних  всё получается хорошо, а у других всё идёт не так как задумано? Отчего это зависит? Говорят, «рыба гниёт  с головы», подразумевая, что всё хорошее и плохое зависит напрямую от начальника. Так ли это?

Да, конечно, от руководителя многое зависит, в том числе и моральная обстановка в коллективе.

Руководитель должен иметь устойчивые, чёткие представления о  перспективах и направлениях развития  учреждения, уметь диагностировать состояние системы, не бояться инноваций,   инициировать их внедрение, а главное – иметь собственное мнение, а не  «держаться» за своё «место» .Но это, конечно, не исключает  такие понятия как  «дисциплинированность, порядочность, корректность », а предполагает, что руководитель должен уметь в корректной форме отстаивать интересы своего коллектива и учреждения,    создавать условия для активного участия всех участников педагогического процесса в управлении делами учреждения (школы, детского сада, колледжа и т.д.),   используя   достоинства каждого педагога  в интересах конкретного учреждения, находить индивидуальный подход  к педагогам, ученикам, родителям.

А чтобы это получилось – руководителю необходимо  сплотить коллектив, создать единую команду единомышленников.

«Коллектив педагогов должен быть собран не случайно, составлен разумно»

, — писал А.С.Макаренко , предполагая, что в  коллективе должно быть  определённое количество молодых и опытных педагогов; мужчин и женщин; весёлых и угрюмых.  Молодые начинают учиться  у старших педагогов, а пожилые,  творчески работающие учителя,  будут показывать лучшие стороны своего педагогического труда, делиться секретами мастерства.

Одним из важнейших  условий развития коллектива является создание условий для деятельности участников педагогического процесса. Ведь не секрет, что успех любого коллектива зависит от атмосферы в учреждении, психологического климата, дружелюбия, взаимоуважения.  Если поступки руководства и коллег непредсказуемы, руководители ведут себя несдержанно, а коллектив настроен агрессивно – можно ли говорить о перспективах развития ? Конечно, нет! Именно климат в учебном заведении оказывает  огромное влияние на достижения и неудачи педагога,   на те взгляды,   которые мы сформируем у нашего ученика,  и всю его дальнейшую жизнь и деятельность. Климат не является статичным, он постоянно меняется. Стоит появиться в коллективе  даже одному агрессивно настроенному педагогу, как мы заметим изменения  в настроениях и взглядах коллег. Строительство климата – это важное и трудное дело, но руководитель должен  постоянно быть в курсе всех изменений, происходящих в коллективе и уметь управлять этими процессами.  Педагогическая деятельность — это  постоянно высокая степень внимания, ответственность, работа с детьми в замкнутом пространстве, моральная и материальная неудовлетворённость, всё возрастающие требования администрации, изменение программ и учебных планов и  т.д. Усталость накапливается,  увеличивается тревожность, которая приводит к подозрительности, «ступору» или «пофигизму». Педагог  перестаёт творить, просто «плывёт по течению» или «срывает свою злость» на детях.

« Творческую атмосферу в коллективе определяет общность интересов, творческих поисков, постановка перед коллективом творческой педагогической проблемы, которая бы связывала усилия предыдущих лет работы с данным учебным годом и в то же время намечала перспективные линии в развитии творческой деятельности педагогического коллектива в целом и каждого учителя в отдельности. Выдвижение педагогической проблемы способствует централизации усилий всех членов коллектива, создаёт общность раздумий, а затем и поисков в практическом преломлении изученного.» *<2>

Создаётся   команда единомышленников, т.е. людей, которые думая об одном, думают и решают вопросы неоднозначно, с позиций своих взглядов, на основании своих открытий. Ведь чем  больше будет мнений, тем глубже и многообразнее будет реализовано общее дело. В то же время, это не исключает наличие деловых споров, дискуссий, альтернативных взглядов. Если все заинтересованы в общем деле, то  все разногласия будут только на пользу. А.С. Макаренко видел в дискуссиях и спорах только источник педагогических находок.

 

Рекомендую почитать литературу по этому  вопросу. И, хотя это старые издания, эта информация  не устарела.

*<1> Лизинский В.М.  «Диагностико-аналитические процедуры и активно-игровые формы в управлении школой» М., 1996 г., Образовательный центр «Педагогический поиск»

*<2> Львова Ю.Л.  Творческая лаборатория учителя. М, «Просвещение», 1992 г.

*<3> Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. Санкт-Петербург, 1997 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31