Работа с книгой.

В настоящее время всё обучение направленно не на то, чтобы учащиеся усвоили весь программный материал полностью, а на то, чтобы дать учащимся какие-то фундаментальные положения, на которых основываются знания по конкретному учебному предмету. Более частные положения учащиеся должны уметь отыскать самостоятельно в учебной литературе или учебнике. И этому нужно обучать на уроке. Работа с книгой – является одним из важнейших методов обучения. В начальных классах работа с книгой является лишь дополнением к объяснению учителя , предполагает руководство учителя и осуществляется непосредственно на уроке. Постепенно значение этого метода растёт и его доля в системе используемых учителем методов увеличивается. Начиная работать с книгой, учитель знакомит учеников с её структурой, объясняет её назначение. Необходимо использовать приёмы объяснительного чтения, дать план работы с учебником, поставить вопросы, на которые учащиеся должны найти ответы и научить учащихся самостоятельно составлять план прочитанного. Приёмы работы с книгой для конкретного учебного предмета могут отличаться друг от друга, но имеются и общие приёмы. В зависимости от цели, работа с книгой может быть следующей:
• Самостоятельное приобретение новых знаний;
• Закрепление знаний;
• Применение знаний в практической деятельности.
Эффективность работы с книгой зависит от правильной её организации. При подготовке к уроку учитель должен запланировать в какой момент целесообразнее применить работу с учебником, и какие при этом будут решены учебные, воспитательные и развивающие задачи. Обязательно нужно отбирать посильный для конкретных учащихся материал. На работу с книгой в ходе урока должно отводиться определённое время. В начальной школе она должна занимать не больше 10-15 минут, в старших классах – чуть больше. Работу с книгой необходимо сочетать с другими методами и формами обучения, особое внимание нужно уделять обучению ведения различного рода записей.
При работе с книгой можно применять следующие приёмы:
• Чтение;
• подготовка пересказа, аннотирование – краткое, свёрнутое изложение содержания, без потери существенного смысла;
• составление справки – сведений о чём-нибудь, полученных после поисков. Справки бывают статистические, биографические, географические и т.д. ;
• составление плана текста(простого и сложного) ;
• подготовка тезисов(краткое изложение основных мыслей прочитанного);
• конспектирование- краткое изложение прочитанного;
• списывание текста, цитирование – дословная выдержка из текста;
• составление матрицы идей – сравнительных характеристик однородных предметов, явлений в трудах разных авторов;
• составление опорного(символьного) конспекта текста.
Работа с книгой является одним из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.

 

Используемая литература:
1. Педагогика. Г.М.Коджаспирова. Издат. Москва, ООО «Кно Рус», 2010 год;
2. Педагогика. Под редакцией П.И. Пидкасистого. Издат. Москва, Педагогическое общество России, 2010 год;
3. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии . Под редакцией С.А.Смирного. Москва , Издательский центр «Академия».2000 год.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031