О детях и родителях

 deti

— Мама!

  Ты меня любишь?

—  Когда ты хороший малыш, люблю,

   А когда нехороший – не люблю.

   Вздохнул.

     —  А я тебя всегда люблю!

 

«Первые три года жизни оставляют неизгладимый след не только в памяти родителей, но и в душе ребенка.

За это время он проходит громадный путь в своем развитии. Он научается видеть мир, понимать значение  окружающих предметов и пользоваться ими, общаться с людьми, ходить, говорить.

Именно в первые годы закладывается его отношение к людям, к себе, к миру.

Первые детские впечатления накладывают неизгладимый оттенок на дальнейшую жизнь человека.

Ведь это начало всех его будущих качеств и способностей».

С каждым годом   увеличивается количество детей с ограниченными возможностями, в том числе увеличение числа детей с нарушением интеллекта, которые интегрированы в общеобразовательную среду.

Именно семья, в том числе дети, во многом приняли на себя груз происходящих в макросоциуме перемен.

Среди многочисленных проблемных категорий детей, появившихся в следствии острого социального неблагополучия последнего десятилетия составляют:

  • социально-дезадаптированные (т.е. дети ушедшие из семьи, не посещающие школу, бродяжничающие дети, дети-сироты);
  • дети с «особыми» нуждами (дети малообеспеченных и деструктивных семей, беженцев, переселенцев);
  • дети из распавшихся семей (число разводов до 1 млн. в год) Это говорит о кризисе семьи.

Для ребёнка семейные конфликты, развод вызывают эмоциональный стресс длительностью до двух лет.

  • Дети из социально неблагополучных, малообеспеченных, многодетных, деструктивных семей;
  • Дети из благополучных семей, где через психологический анализ детско-родительских отношений выявляются проблемы вследствие неправильного стиля: длительная эмоциональная травматизация;
  • Дети с высоким уровнем тревожности вследствие нарушения детско-родительских отношений и внутрисемейных в целом (эти важные признаки устойчивой тревожности распространены очень широко: у детей от 7 до 9 лет свыше 50% (из 123). Это свидетельствует о неблагополучии эмоционально-личностной сферы детей, которая затрудняет интеллектуальную активность, способствует формированию у детей низкой самооценки, неуверенности в себе. Она, как правило, сопутствует нарушениям детско-родительских отношений, школьным неврозам, характеризуя психологические проблемы детей из семей благополучных с точки зрения их социально-экономического статуса. Из практического консультирования семьи, всё чаще и чаще сталкиваешься с обеднением содержания общения в семье, дефицитом внимания, теплоты друг к другу, исчезновением действительно совместных форм полезной деятельности, интересов, общего досуга. А из бесед с детьми видишь, большую часть времени они проводят на улице или в компьютерном зале, уходя от общения с родителями.

Место личностного и познавательного общения в семье всё больше занимают узко прагматические формы: одежда, кормление, контроль за учёбой, за режимом. Поощрение сводится к материальным благам.

Обеднение и формализация контактов с родителями в сочетании с повышенной требовательностью к ребёнку провоцирует у детей неуверенность в своих силах, стойкое эмоциональное неблагополучие, негативизм, аффективные реакции, отрицательные формы самоутверждения создают серьёзные смысловые барьеры в понимании требований взрослых, т.е. конфликт разрастается, осложняет жизнь детей и родителей.

Взрослые иногда сами провоцируют психологическую дезадаптацию детей.

В ходе работы с семьей меняется образ мышления, предполагающий перенос фокуса с индивидуума ребенка на контекст, частью которого является ребенок.

Залог успешности социально-психологической реабилитации семьи является работа в команде, поэтому важное значение имеет повышение профессиональной компетенции специалистов, работающих с семьёй, ребёнком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930