Ранняя коррекционно- педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья

deti В настоящее время проблемы диагностики и коррекции чрезвычайно актуальны.

Это не удивительно, ведь Россия переживает один из самых сложных, болезненных, но вместе с тем, динамических периодов своей истории.

Перинатальная (т.е. период развития ребенка до рождения) патология является одной из основных причин не только детской инвалидности, но программных расстройств, затрудняющих обучение детей в образовательных школах и в дальнейшей их социализации.

При выборе педагогической технологии в системе реабилитации детей с перинатальной патологией учитываются следующие моменты:

  • Закономерные этапы развития детей младшего возраста.
  • Индивидуальные особенности детей с перинатальной патологией.

Л.С.Выготский выделил следующие этапы развития:

  • этап новорожденности (от рождения до 2-х месяцев);
  • этап социального развития (от 2-3 месяцев до 5-6 меесяцев);
  • этап активного интереса к окружающему, развитие ориентировочных действий;
  • этап первого применения вспомогательных средств, выражающих желание (от 10 месяцев).

Во всех периодах психическая жизнь ребенка вплетена в социальную жизнь окружающих. Вся жизнь младенца осуществляется через взрослого.

Сравнивая детей в норме и детей с перинатальной патологией новорожденности можно отметить следующее:

  • такой ребенок имеет нарушения подкровных и корковых структур функционального или органического характера;
  • у здоровых детей к концу периода новорожденности устанавливается четко ориентированное поведение на сон, кормление и бодрствование, в то время как у детей с такой патологией не формируются;
  • по другому, чем в норме, ребенок с перинатальной патологией входит в социальную жизнь.

В этот период у нормальных детей появляется потребность в эмоциональном общении с близкими взрослыми, а ребенок с перинатальной патологией по показаниям здоровья попадает в стационар и находится в других социальных условиях.

Обобщая данные изучения детей младенческого возраста с перинатальной патологией при разном характере первичного нарушения наблюдаются сходные, хотя и вызванные разными причинами вторичные отклонения в эмоциональном, сенсорном и моторном развитии.

Одним из наиболее существенных вторичных отклонений являются:

  • несформированность, или отсутствие способов усвоения общественного опыта, умения действовать по указанному жесту, готовность к совместным действиям, подражании и действие по речевой инструкции.
  • Несформированность невербальных форм и средств общения (эмоционально-личностной, экспрессивномимической).

Учитывая, что вторичные отклонения в эмоциональном, моторном, сенсорном развитии очевидны и ярко выражены уже к концу первого года жизни, необходима комплексная программа психолого-медико-педагогической помощи детям с перинатальной патологией и их родителям.

В настоящее время разрабатывается модель ранней комплексной помощи в условиях стационара поликлиники РАМН под руководством профессора Язик Г.В. После выписки из стационара организуется сопровождение проблемного ребенка на базе детской поликлиники, где проводится систематическое консультирование ребенка и его родителей.

Таким образом, ребенок по заявлению родителей и заключению ПМПК может посещать группу кратковременного пребывания в дошкольном образовательном учреждении. Здесь для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, которая состоит из 2-х частей:

  • I часть – содержание коррекционно-развивающего обучения ребенка;
  • II часть – включает в себя содержание работы специалиста (педагога-дефектолога, педагога-психолога, музыкального педагога) с родителями.

Делая определенный вывод по данному направлению можно отметить следующее:

  • Сочетание медикоментозных и немедикоментозных средств воздействия поможет детям включиться в общую систему образования.
  • Включение матери в коррекционно-педагогическую работу нормализует социальную ситуацию ребенка.
  • Раннее начало комплексной реабилитации детей с перинатальной патологией позволит достичь максимально высокого уровня развития ребенка.
  • Комплексный подход к ранней реабилитации детей с перинатальной патологией может способствовать снижению общего количества аномальных детей в нашей стране.

Также можно отметить следующее:

ранней диагностике детей мы, специалисты, должны уделить значительное внимание!

Но, однако, пока не хватает профессиональных знаний, методического обеспечения, не налажено взаимодействие поликлиники с учреждениями образования.

Материалы педагогической конференции. Учитель-логопед РОМАНОВИЧ С.В.
март 2004 год г. Пионерский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31