Здоровье – категория педагогическая

Всё чаще и чаще на страницах различных изданий отмечается факт, что школа ухудшает здоровье учащихся. Специалисты фиксируют, что этому способствует сложившаяся здоровьезатратная система образования.

Но проблема эта возникла не сегодня . Ещё в 1865 году (138 лет назад), когда Д.И.Писарев работал над статьёй «Школа и жизнь», он не смог найти отечественной статистики по здоровью школьников. В свою статью он перенёс общий вывод об «учебных» заболеваниях из журнала «Учитель»: «Давно уже   замечен тот факт, что школа имеет на детей особенное влияние, резче выказывающееся в физическом отношении. Влияние это выражается в том, что прежняя свежесть, бодрость и здоровье детей сменяются вялостью, истомленностью и болезненностью. Некоторые даже перестают расти; большинство теряет свою прежнюю беззаботную весёлость и смотрят как-то угрюмо и боязливо. Влияние это нередко отражается и в умственном отношении: дети тупеют, теряют прежнюю даровитость и взамен её приобретают какую-то болезненную нервную раздражительность – признак слабосилия. Поэтому не совсем неправы те, которые говорят о вырождении человеческого рода под гибельным влиянием школы» (конец цитаты). («Учитель», 1865 г. № 9, стр. 316).

Возможно, среди «тех, которые говорят», журнал имел в виду Г. Песталоцци, который ещё в 1803 году пришёл к выводу: в традиционных школьных условиях обучение происходит «убийство» здоровья детей. Так что мысль о том, что школа – фабрика по перемыванию детско-юношеского здоровья, — это вывод стародавний, проверенный многовековой практикой.

Поэтому разрабатывая программу своего участия в широкомасштабном эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования, коллектив МОУ средней общеобразовательной школы № 2 г.Пионерского определили главную задачу – освоить здоровьесберегающую педагогику.

В нашей школе обучаются дети самых разных способностей и возможностей, включая и состояние здоровья. Поэтому индивидуализация процесса обучения – это не только предоставление каждому ребенку возможности самореализоваться, но и фактор здоровьесбережения. Главным средством индивидуализации обучения мы считаем учебный план, предоставляющий каждому учащемуся возможность построения индивидуальной траектории.

Для апробации нами выбран III вариант БУПА. Некоторые итоги этой работы мы подвели 28 января 2004 г. на семинаре «Индивидуализация процесса обучения».

Один из важных механизмов реализации функции укрепления и сохранения здоровья учащихся – педагогическое оценивание, поскольку оно является одним из факторов коррекции психо-эмоционального состояния учащихся в ходе учебного занятия. Как правило оценка деятельности ученика сводится всего лишь к отметке, которая чаще всего становится для школьника стрессогенным фактором, ибо она является всего лишь средством сравнения учащихся друг с другом по результатам выполнения заданий, предложенных учителем. Такая отметка – одно из ранних и самых болезненных столкновений ребенка с социальной действительностью. Поэтому система оценивания должна позволять каждому ученику  фиксировать своё продвижение. Именно этому сейчас обучают своих учеников наши учителя начальных классов, так как одно из направлений эксперимента – безотметочное обучение в начальной школе.

Для исследования возможностей безотметочного обучения у нас создана творческая группа под руководством Довыденковой Кристины Казимировны, заслуженной учительницы РФ.

Безусловно, нужно искать новые подходы в оценивании достижений учащихся старших классов. Мы разработали положение о безотметочном оценивании по физкультуре, ИЗО, музыке (система – зачет-незачет); положение об ученическом портфолио; рекомендации по обработке текущей  успеваемости и выводе итоговой оценки; рекомендации по измерению социального и общепсихического развития учащихся. Этой теме: «Новые подходы в оценивании достижений учащихся» был посвящен семинар, который состоялся 17 марта 2004 года.

Следующий этап – это внедрение в практику этих наработок. Творческая группа под руководством Киевской Ларисы Степановны изучила особенности адаптации пятиклассников к новым для них условиям обучения и разработала рекомендации по организации учебного процесса в соответствии психофизическими особенностями детей этого возраста.

Общеизвестно, что сложным периодом является для первоклассника время адаптации к школе. Как сделать этот период наиболее благоприятным для ребенка? Именно это исследовала творческая группа под руководством Ковалёвой Антонины Николаевны. Результатом этого исследования явились рекомендации по организации адаптации младших школьников.

Ещё один механизм реализации функции укрепления и сохранения здоровья школьников – исключение учебной перегрузки учащихся. С этой целью важно решить проблему организации учебного процесса – нужен такой режим, который исключил бы многопредметную домашнюю подготовку учащихся. В качестве одного из таких подходов решения этой проблемы может быть модульная организация процесса обучения. Это позволяет:

  • снижать многопредметность в течение дня и недели;
  • повышать частотность уроков по предмету в течение дня и недели;
  • равномерно распределять часы развивающих предметов в течение всей недели, устные и письменные предметы чередовать в течение дня;
  • учитывать медико-психологические рекомендации для коррекционных классов;
  • в старших классах соединять уроки для проведения учебных занятий.

Именно модульная организация учебного процесса положена в основу модели старшей школы, разработку которой заканчивает творческая группа подл руководством Буянского Дмитрия Борисовича.

Сохранению психического, нравственного и значительной мере физического здоровья способствует успешная социализация школьников, одним из средств которой, на наш взгляд, является правильно организованная предпрофильная подготовка учащихся. Как сделать её в наших условиях наиболее оптимальной, исследует творческая группа под руководством Зайцевой Людмилы Исматовны.

3 ноября 2003 года у нас состоялся педсовет «Педагогические учловия здоровьесбережения школьников». Анализируя причины негативного влияния школы на здоровье учеников, педагоги выявили и такой фактор, «усталые и больные учителя»  (данные о больничных и работе без больничных).

Если трудно добыть подобную статистику о состоянии здоровья школьников, его динамике по годам учебы, то статистику состояния здоровья учителей по годам службы искать бесполезно – её никогда не было и нет сейчас. Так равнодушно относится государство не только к здоровью учителей, но и к условиям их труда, отдыха, жилищно-бытовым, к заработной плате, к престижу учителя. По этим показателям жизни и деятельности учителей соответствующей статистики тоже днём с огнём не сыщешь.

Новосибирским учёным (Л.Колесников, В.Турченко, Л.Борисова) удалось установить, что «учителя по числу больничных листков … бьют рекорд, оставляя позади представителей всех других профессиональных групп…, что несмотря на 48-дневный отпуск, учитель имеет в году меньше свободных дней, чем трудящийся с 15-дневным отпуском». Вот результаты их исследований, касающиеся, прежде всего учительского здоровья, т.е. продолжительности и характера труда.

«В действующем законодательстве нет нормы, которая специально регулировала бы в целом рабочее время педагога. В основу правового регулирования его продолжительности до сих пор положена только преподавательская работа как единственный показатель учёта педагогического труда во времени. Труд учителя измеряется и нормируется лишь в той части, которая характеризуется количеством проводимых уроков, в то время, как большая его часть (подготовка к урокам, проверка тетрадей, внеклассная  и внешкольная работа и т. д.) остается до сих пор официально не учитываемой трудовой нагрузкой.

Отсутствие обоснованных и юридически узаконенных норм, опирающихся на научные исследования в области организации педагогического труда, — одна из причин того, что фактически продолжительность рабочего дня учителя стала величиной неуправляемой и в целом значительно превышает трудовую нагрузку большинства категорий работников народного хозяйства… Сравнительный анализ показывает, что она в среднем больше, чем у директоров и главных инженеров промышленных предприятий… Необходимо учитывать, что учителя – наиболее многочисленная в стране группа перегруженных работников. К тому же в её составе преимущественно женщины…

Некоторые виды ненормированного педагогического труда как бы узаконились, приобрели систематический характер. Большая трудовая нагрузка школьных педагогов приводит к тому, что они вынуждены работать и в выходные дни. Так, около 60% учителей занимаются по выходным проверкой тетрадей и составлением поурочных планов, на что в среднем уходит около 4 часов. Среди учителей-словесников для работающих по воскресеньям наибольшая – около 80%.

Перегрузка учителей вызвана превышением их поурочной нагрузки по сравнению с нормой. Однако у предметников, имеющих по 18 уроков в неделю, продолжительность рабочей недели составляет почти 50 часов.

Переутомление школьных педагогов связано с самой спецификой труда: повышенной нервной напряженностью в процессе работы с детьми, необходимостью постоянной мобилизации всех духовных сил и т.д. Однако, прежде всего оно обусловлено именно значительным повышением нормы рабочего времени.

Очень многие учителя работают классными руководителями. Однако, весьма неопределенной является величина фактических затрат времени на классное руководство. Разные исследователи называют цифры от 1,3 до 26 часов в неделю».

Результаты исследований новосибирцев относятся к началу 90-х годов.

А как обстоит дело сегодня, спустя 10 лет?

Что хуже, сомнений нет, но насколько?

Вот данные по нашей школе за последние три года.

 

2000-2001 учебный год 2001-2002 учебный год 2002-2003 учебный год
Всего учителей

76

Всего учителей

75

Всего учителей

72

Работали без б/л

24

Работали без б/л

20

Работали без б/л

11

Болели 2-3 раза

30 человек (39,5%)

Болели 2-3 раза

29 человек (38,7%)

Болели 2-3 раза

36 человек (50%)

Болели более 3 раз

6 человек (7,9%)

Болели более 3 раз

7 человек (9,3%)

Болели более 3 раз

8 человек (11,1%)

 

Нужна программа оздоровления учителей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930