СОВРЕМЕННЫЙ ДЕТСКИЙ САД И ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

deti igrayutПроблемы здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства как государственных организаций, так и общества, самих граждан.

Поэтому и обсуждаться эти проблемы стали достаточно часто.  Статистические данные дают для этого немало поводов. За последнее десятилетие в несколько раз возросла заболеваемость по многим формам инфекционной и хронической патологии. Снижение рождаемости и сокращение доли детей в общей численности населения ведет к старению общества. В 41 субъекте Российской Федерации дети и подростки составляют менее пятой части населения.

Снижение уровня и качества жизни в совокупности с дальнейшим распространением курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ/СПИД, ростом дорожно-транспортных происшествий способствовали подъему смертности не только от хронических, но и социально обусловленным заболеваний.

Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет и система образования. Период взросления, приходящийся на пребывание ребенка в ДОУ и школе, оказался одним из периодов, в течение которого происходит ухудшение состояния здоровья детей и подростков, при том, что именно эти годы проходят под постоянным, почти каждодневным, контролем со стороны специалистов – педагогов.

Дошкольное воспитание сверху донизу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии.

Вопрос: Может ли система образования, каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к неблагополучному  и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья воспитанников?

Одним из ответов на этот вопрос и стала востребованность педагогами здоровьесберегающих образовательных технологий.

Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному учреждению – характер обучения и воспитания, уровень педагогической культуры педагогов, содержание образовательных программ, условия учебно-воспитательного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающая педагогика, главная отличительная особенность которой – приоритет здоровья среди других направлений воспитательной работы учреждения образования.

Здоровье каждого человека определяется соотношением внешних и внутренних воздействий на его организм, с одной стороны, и возможностями самого организма противостоять нежелательным воздействиям, защищаться от них, по возможности усиливая воздействие полезных для здоровья факторов, с другой стороны.

Рассматривая факторы, оказывающие неблагоприятное воздействие на здоровье необходимо разделить их на 2 большие группы: факторы, непосредственно  связанные с образовательным учреждением и все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье детей.

  1. Низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья.

Сейчас все чаще можно слышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять   на себя ответственность за здоровье. Человек не работает над собой, не живет в постоянном режиме ограничений и нагрузок.

  1. «Забалтывание» проблемы здоровья: Существует такой психологический феномен: обсуждая какую-либо проблему, рассматривая ее со всех сторон, человек снимает часть внутреннего напряжения, возникшего в связи с этой проблемой. В результате боль, озабоченность становится меньше. Но ситуация не разрешается, т.к. только размышлениями проблему не решить. Организуя деятельность по сохранению и укреплению здоровья субъектов образовательного процессе формированию у них культуры здоровья следует помнить о существовании данного феномена, не подменять деятельность рассуждением о ней. Дорогу осияет идущий!
  2. Сужение понятия здоровья. Существует более 300 определений здоровья. В уставе Всемирной организации здравоохранения написано: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствия болезней и физических дефектов. Несмотря на то, что большинство специалистов придерживаются определения здоровья, данного ВОЗ, говоря о здоровье, что имеют в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной составляющей понятия.
  3. Воздействие неблагоприятных для здоровья экологических факторов. По данным экологов и медиков, большая часть территории нашей страны – зоны экологического неблагополучия.
  4. Воздействие неблагоприятных для здоровья антропогенных и техногенных факторов. Это воздействие электромагнитных полей, а также телепередачи заполненные рекламой и сценами насилия и агрессии. Именно это определяет происхождение значительной части неврозов, депрессивных состояний, психосоматических заболеваний и др.
  5. Отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Сюда можно отнести:

а) Отсутствие последовательности и непрерывной системы обучения здоровью.

б) Отсутствие межведомственного подхода к решению проблем, связанных со здоровьем.

в) Низкий уровень просветительской работы.

г) Мало внимания уделяется вопросам формирования  культуры отдыха.

  1. Несовершенство законодательной, нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность по охране здоровья населения, в частности детей и подростков.
  2. Несформированность культуры здоровья у педагогов, неблагополучия их состояния здоровья.

 

  1. Гигиенические условия, факторы влияющие на здоровье детей
  2. шум
  3. освещенность
  4. воздушная среда
  5. размер помещений, кубатура
  6. дизайн, цвет стен (видеоэкономические факторы)
  7. используемые стройматериалы, краска
  8. мебель: размеры, размещение в помещении
  9. видеоэкранные средства – телевизоры, компьютеры
  10. пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
  11. качество питьевой воды
  12. экологическое состояние территорий ДОУ
  13. состояние сантехнического оборудования.

 

П. Организационные факторы (зависящие от администрации)

  1. Объем учебной нагрузки, ее распределение по дням.
  2. чередование видов деятельности.
  3. объем физической нагрузки – по дням, за неделю, месяц.
  4. участие родителей в жизни ДОУ.
  5. стиль управления администрации, характер отношений
  6. Влияние администрации РОНО и других учреждений на ДОУ.
  7. позиция и уровень компетентности руководства по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Ш. Психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от педагога)

  1. психологический климат в группе
  2. стиль общения педагога с детьми
  3. степень реализации педагогом индивидуального подхода к ребенку.
  4. соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ребенка.
  5. личностные, психологические особенности педагога, его характера, эмоциональных проявлений.
  6. состояния здоровья педагога, его образ жизни и отношение к своему здоровью.
  7. обремененность педагога собственными проблемами его способность психоэмоционального переключения.

Перечисленные и другие аналогичные им факторы – это поле нашей деятельности, те направления, работая по которым, можно и нужно переломить тенденцию к снижению уровня  здоровья подрастающего поколения, превратить систему образования в здоровьесберегающую.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии,  ее «сертификат безопасности для здоровья», и как  совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют  их  признаками здоровьесбережения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31