Предел возможности человека.

Человек — объект пристального изучения разнообразных наук: философии, социологии, психологии,

педагогики, антропологии, физиологии, медицины и др. Интерес этот естествен, поскольку человек представляет собою высшую форму жизни на земле. Глубокое проникновение в сущность физического и психического на всех уровнях, выявление их связей и взаимозависимостей дают возможность вскрыть новые закономерности и ответить на многие вопросы, ждущие своего разрешения. Например, как увеличить продолжительность жизни человека и где ее предел? Предел возможности человека.  Какова модель мозга человека? Каким образом своевременно диагностировать способности развивающейся личности? Ответы на них имеют не только теоретическое, но и практическое значение. От них во многом зависит процесс нашей созидательной деятельности вообще и полноценная жизнь каждого в частности.

Однако и то, чем располагает современная наука, позволяет выявить огромные внутренние резервы человечества. Есть ли предел возможности человека?  Установлено, что часть потенциальных возможностей богатейшего наследственного фонда человека оказывается слабо развитой в период раннего онтогенеза из-за просчетов в воспитании и обучении детей. Поэтому «путем построения оптимальных режимов   «можно значительно раздвинуть границы чувственного познания» Одно из следствий недостаточного развития проявляется в том, что интеллектуальный потенциал многих людей в течение индивидуальной жизни используется все еще малоэффективно. И в то же время нас удивляют поразительные способности выдающихся личностей. Современники Маркса образно сравнивали его ум и эрудицию с кораблем, стоящим под парами и готовым каждую минуту отправиться по океану знаний в любом направлении.   Людей, слушавших В. И. Ленина, всегда поражала логика его неотразимой аргументации, стремительность и острота полемических суждений. Всем хорошо были известны глубина и строгая четкость ленинской мысли.

Феноменальной памятью в разнообразных видах человеческой деятельности отличались, например, В. Моцарт (в музыке), И. И. Левитан (в живописи), А. А. Алехин (в шахматной игре). Огромная сила воображения выделяла таких гигантов, как Томас Мор и Леонардо да Винчи, М. В. Ломоносов и Роберт Фултон, А. С. Пушкин и Л. Н. Толстой, К. Э. Циолковский и С. П. Королев. Разумеется, перечень прославленных имен, которыми гордится человечество, мог бы быть намного увеличен. Но дело все же в ином. В том, что выдающиеся люди становились гениальными не только благодаря богатым природным данным (сколько талантов не состоялось!), а, главным образом, в результате напряженного труда, исключительной работоспособности. Многочисленные факты общественного развития неоднократно подтверждали это положение.

Есть ли предел возможности человека?  Следует обратить внимание   на компенсаторные возможности человека .   Великий Бетховен, будучи уже совершенно глухим, продолжал создавать музыкальные произведения потрясающей силы. Мужественный боец революции Николай Островский, потеряв зрение, стал знаменитым писателем. Известный советский скульптор Лина По превратилась в незаурядного ваятеля, несмотря на слепоту. Ярким примером компенсации утраченных органов чувств может служить жизнь О. И. Скороходовой, лишившейся из-за болезни в раннем детстве не только зрения и слуха, но и речи. Пройдя специальное обучение и затратив огромные усилия, она получила среднее, затем высшее образование, защитила диссертацию, написала ряд книг, стала научным работником. В одном из стихотворений О. И. Скороходова написала о себе:

Не имею слуха, не имею зренья,

Но имею больше — чувств живых простор:

Гибким и послушным, жгучим вдохновеньем

Я соткала жизни красочный узор

И уже кажется совсем неосуществимой задачей превращение слепоглухонемых от рождения детей в полноценных людей, с высокоразвитым интеллектом, эмоционально-волевой и духовно- потребностной сферой, сознанием и самосознанием. А между тем именно так завершился в нашей стране длительный эксперимент, получивший всемирное научное признание, с группой та-  ких молодых людей  . Александр Суворов, Сергей Сироткин, Наталья Корнеева и Юрий Лернер успешно закончили психологистический факультет Московского университета, проявив при этом незаурядные профессиональные способности. Одновременно   каждый из них отличается человеческой самобытностью: один — поэтическим даром, другой — математическим мышлением и увлеченностью техникой, третья — талантом воспитателя, четвертый — способностями скульптора. Все четверо свободно владеют устной, а не только дактильной речью, осваивают сложности английского языка.Есть ли предел возможности человека?. Факт этот обнажает узловые моменты  формирования личности: даже глубоко скрытые потенциальные возможности человека могут быть развиты в процессе воспитания. Конечно, все это совсем не просто. Особенно в данном случае, который потребовал от воспитателей и воспитуемых совместных титанических усилий. Судите сами: для того, чтобы у ребенка возникла элементарная условная связь между «знаком» и «обозначаемой» им вещью, необходимо было до восьми тысяч (1) настойчивых предъявлений.  Это ли не убедительное свидетельство неисчерпаемости человеческих возможностей в области саморазвития!

 

1             О. И. Скороходов а. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972, с. 415.

2             Э. А. Ильенков. Становление личности: к итогам научного эксперимента. — «Коммунист», 1977, № 2

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июль 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031