КАК ПОЗНАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?

Проблема самопознания стара как мир. История общественного развития показывает, что с незапамятных времен одним из «вечных» вопросов, стоявших перед людьми, был вопрос: что же такое человек? Эта область познания оказалась самой труднодоступной из-за сложности изучаемого объекта. На ранних стадиях развития человеческого общества этому препятствовал и низкий уровень научного мышления, который характеризовался идеалистическими, теологическими воззрениями. Поэтому простые смертные нередко обожествлялись, а представления о богах создавались по образу и подобию людей. Такие взгляды окружали человека ореолом таинственности, затрудняли проникновение в сущность проблемы.

Разобраться в ней служители культа предлагали самому человеку. Так, древнегреческие жрецы пытались «разрешить» ее призывом, высеченным на арке Дельфийского храма, который гласил: «Познай самого себя». КАК ПОЗНАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? В качестве главных способов самопознания рекомендовались: уход от суетности мира, отрешенность от всяческих забот, уединенное самосозерцание…

Подобное «самоизучение» мало что давало даже пытливому уму, так как, по существу, призывало индивида к бездействию.

Подлинно научные основы объективного процесса самопознания были вскрыты марксизмом, утверждающим, что познание человеком самого себя осуществляется в процессе общения, активного взаимодействия с другими людьми в практической деятельности. По мысли К. Маркса, процесс этот начинается с элементарного: «человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку»

Таким образом, самопознание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношений человека к людям, к труду, к себе.

По своему характеру эти отношения могут быть различными: поверхностными и углубленными, стабильными и подвижными, субъективными и объективными, что обусловлено рядом обстоя-тельств:

—           типом высшей нервной деятельности;

—           характерологическими особенностями личности;

—           индивидуальным опытом жизнедеятельности;

—           жизненной позицией человека;

—           уровнем психологической подготовленности.

Таким образом, получается замкнутый круг: самопознание связано с особенностями нашего характера и темперамента, которых мы еще не знаем или знаем недостаточно. КАК ПОЗНАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ? Как быть? С чего начать? Ведь самопознание  — совершенно необходимая предпосылка самосовершенствования. Надежным путем к объективному самопознанию и обязательным его условием становится психологическая подготовленность личности. Наша жизнь, перенасыщенная разнообразием общения и многогранной деятельностью, требующей творческого отношения, немыслима без овладения научно-психологическими знаниями. Для современного человека, как отмечает профессор А. Г. Ковалев, жизненно необходимо иметь «представление об основных психических процессах, состояниях и свойствах личности, их происхождении и развитии…» . Это содействует лучшему пониманию окружающих людей, а следовательно, и самопониманию. С помощью психологических знаний легче установить межличностные контакты и добиться большего взаимопонимания. Расширяя психологический кругозор, мы преодолеваем ограниченность личного опыта и соблазн мерить все собственной меркой (немало еще тех, кто грешит этим недостатком). Психологическая эрудиция обогащает нас разнообразными приемами самопознания. Такая подготовленность позволяет каждому стать практическим психологом, более тонко чувствующим другого человека и глубже понимающим себя.

Самопознание может осуществляться двумя путями: непосредственно и опосредованно. И хотя в живом процессе жизни они взаимно дополняют и уточняют друг друга, у каждого из них имеется свой набор приемов.

Непосредственное самопознание достигается личностью в результате рефлексии, самонаблюдения, самоанализа и самооценки. Приемы эти служат углубленному проникновению в собственный внутренний мир.

Рефлексия — это размышление о себе , постижение смысла собственного существования, осмысление своих социальных задач, назначения и места в жизни. Этот прием позволяет глубже понять свой внутренний мир, разобраться в собственных сомнениях, желаниях, устремлениях… Он содействует объективному ответу на вопрос: что есть «я».

Самонаблюдение — это умение смотреть на себя, свои действия, поступки и отношения со стороны — глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, человек начинает лучше понимать, чего можно ждать от себя в тех или иных ситуациях. Наличие такого внутреннего «поста» позволяет личности оперативно предотвращать нежелательные действия и поступки. Правомерно утверждение, что самонаблюдение лучше узнать свои сильные и слабые стороны. Противопоказанием для использования этого приема оказывается упадническое настроение или аффективное состояние человека  . Они могут исказить процесс восприятия самого себя. Поэтому следует всегда помнить, что самонаблюдение дает положительные результаты в психически уравновешенном состоянии человека.

Самоанализ — ценнейший прием самопознания. Он позволяет вскрывать причинно-следственные связи своих успехов и неудач. Прием этот в психологии называют ретроспекцией, воспроизводящей последовательность прошедших событий. Однако при определенных обстоятельствах он может появляться и в виде интроспекции, когда в сознании индивида одновременно фиксируется собственное переживание и осуществляется его анализ. Такая внутренняя работа развивает аналитическое мышление, укрепляет ум. Привычка к регулярному анализу прожитого дня, недели обеспечивает своевременное внесение поправок на последующий период, делает яснее ближайшую перспективу.

Самооценка — занимает исключительное место в жизни человека. С ее помощью во всех необходимых случаях осуществляется мысленное взвешивание собственных возможностей. На ее основе вырабатываются устойчивые критерии оценки своего поведения и отношений. Адекватная самооценка повышает требовательность к себе, рождает чувство неудовлетворенности собой, являющееся залогом прогресса личности, не дает упиваться достигнутыми успехами. Владение объективной самооценкой исключает факты недооценки или переоценки своей личности, имеющие отрицательные социальные последствия как для процесса индивидуального развития, так и для взаимоотношений с окружающими людьми в производственном коллективе, в семье.

Понимание сущности приемов непосредственного самопознания и систематическое обращение к ним приоткрывает нам своеобразие собственного внутреннего мира, который мы как бы «узнаем «из первых рук».

Второй — не менее ценный путь связан с приемами опосредованного самопознания. К ним относятся сравнение, сопоставление и анализ собственной деятельности. В чем их суть?

Сравнение как прием самопознания включает в себя учет сложившегося отношения к человеку окружающих его людей и собственного отношения к себе. Умение чутко улавливать и верно понимать отношение к нам тех, с кем мы находимся в повседневных деловых, дружеских и житейско-бытовых контактах, позволяет человеку постоянно вносить соответствующие изменения не только в систему существующих взаимоотношений, но и последовательно менять отношение к самому себе. Скажем, завышенную или заниженную самооценку личности постепенно приближать к реальному уровню, в результате чего создаются благо-приятные условия для преодоления и других, сугубо субъективных представлений, сложившихся в нашем сознании. Например, что занимаемая служебная должность — причина нашей неполноценной жизнедеятельности, что в семье нас никто не в состоянии понять и т. д. Анализируя отношение к себе различных кругов постоянного общения и сравнивая его с результатами самонаблюдения, самоанализа и самооценки, мы начинаем глубже и вернее понимать самих себя.

Сопоставление — широко распространенный прием самопознания. Любой человек, достигший определенного уровня внутреннего развития (напомним, что один из его показателей — рост самосознания), сопоставляет себя с другими людьми. Происходит это в процессе живого общения, чтения художественных произведений, просмотров спектаклей и кинофильмов. Приобщаясь таким образом к опыту жизни разных героев, мы нередко ставим себя на их место, действуем в предлагаемых обстоятельствах, переживаем их победы и поражения и… все полнее постигаем это чудо жизни, имя которому — человек. Познавая глубины социальных проявлений людей, мы что-то принимаем, с чем-то спорим и не соглашаемся, мысленно примеряя все это к своей личности. В результате такого сопоставления совершается большая внутренняя работа по духовному обогащению индивида.

Надежным приемом в системе средств опосредованного самопознания зарекомендовал себя анализ результатов собственной деятельности. По своей природе это наиболее объективный критерий — в нем отражается фактическая значимость человеческого бытия, потому что о людях судят не по их словам, а по конкретным, практическим делам. Руководствуясь этим простым я четким показателем, каждый из нас может самостоятельно выявить собственную роль в производственной и общественной деятельности по количеству и качеству сделанного. А так как в оценке любого труда выступает человеческая личность, то по его результатам мы в состоянии определить свои достоинства и недостатки. На основании выполненной или невыполненной работы человек может отметить в себе добросовестное или небрежное отношение к делу, самостоятельность и ответственность или безынициативность и неаккуратность и т. д.

Таким образом, комплексное использование приемов непосредственного и опосредованного самопознания подготавливает человека к более сложной и напряженной внутренней деятельности — процессу целеустремленного самоизменения.

Однако было бы ошибочно полагать, что с началом самосовершенствования прекращается самопознание. Оба эти процесса органически взаимосвязаны и взаимообусловлены единством методологических установок, цели и задач нашего общественного развития.

По ходу самосовершенствования у личности возникают новообразования в виде взглядов, привычек, отношений. Их оперативный учет с помощью приемов самопознания позволяет вносить необходимые коррективы в методику самосовершенствования. Поэтому самопознание как предваряющее процесс самосовершенствования и сопутствующее ему должно постоянно осуществляться, удовлетворяя обязательным требованиям:

а)            Познание себя — непрерывный, постоянно углубляющийся процесс, охватывающий все стороны личности.

б)           Объективность самопознания достигается комплексным использованием приемов непосредственного и опосредованного изучения.

в)            Органическая связь самопознания и самосовершенствования обеспечивает их взаимообогащение и успешность протекания.

КАК ПОЗНАТЬ СВОЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Арет А. Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961.

Арет А. Я. Основные положения теории самообразования. Фрунзе, 1963.

Афанасьева Т. М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ. М.,1971.

Вагнер Е. А., Р о с к о в с к и й А. А., Я г у л о в П. Д. О самовоспитании врача. М., 1971.

Генов Г. Б. Рациональные приемы работы с книгой. Минск, 1975.

Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. М., 1976.

Гришин Д. М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.

Громцева А. К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Л., 1974.

Донцов И. А. Проблема личного самосовершенствования. Таганрог,1972.

Донцов И. А. Яичное самосовершенствование и мораль. М., 1975.

Закиров Г. С. Самообразование учащихся. Казань, 1967

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031