ЧТО ЗНАЧИТ «ТВОРИТЬ СЕБЯ»?

Материалистической основой саморазвития является саморегуляция — процесс, присущий всему живому. Но у человека она включает наряду с физико-химичеокой (обмен веществ и др.) психическую и волевую регуляцию. С позиций физиологии академик И. П. Павлов это явление раскрыл следующим образом: «Наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая»

В результате длительной экспериментальной работы им была выявлена и неоднократно отмечалась «чрезвычайная пластичность этой деятельности, ее огромные возможности: ничто не остается неподвижным, неподатливым, а все всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия» . Следовательно, саморазвитие, происходящее на разных уровнях саморегуляции, продолжается в течение всей жизни индивида.

По данным исследователей , саморазвитие человека как специфический процесс может происходить в виде приспособления и подражания (главным образом, в детском возрасте), самовоспитания и самообразования ( в период обретения личностью социальной зрелости). Наш разговор посвящен самостоятельной работе над собою взрослого человека, поэтому мы остановимся лишь на содержании и приемах самовоспитания и самообразования как рациональных путях личностного совершенствования.

Сущность процесса самовоспитания профессор А. И. Кочетов раскрыл как «осознанное и управляемое саморазвитие, в котором в соответствии с требованиями общества, целями и интересами самого человека формируются запроектированные им силы и способности»

Из данного определения становится ясным:

—           работа над собою каждого, кто к ней приступает, должна носить глубоко осмысленный характер;

—           процесс этот (при соответствующей инструментовке) вполне управляем;

— эта деятельность личности отражает существующие общественные требования;

—           самовоспитание как детерминированный процесс — следствие воспитания и предшествующего опыта жизни;

 

ЛИТЕРАТУРА

Арет А. Я. Очерки по теории самовоспитания. Фрунзе, 1961.

Арет А. Я. Основные положения теории самообразования. Фрунзе, 1963.

Афанасьева Т. М. Ранняя ориентация или поздний самоанализ. М.,1971.

Вагнер Е. А., Р о с к о в с к и й А. А., Я г у л о в П. Д. О самовоспитании врача. М., 1971.

Генов Г. Б. Рациональные приемы работы с книгой. Минск, 1975.

Горбунов Г. Д. Учитесь управлять собой. М., 1976.

Гришин Д. М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.

Громцева А. К. Самообразование старшеклассников общеобразовательной школы. Л., 1974.

Донцов И. А. Проблема личного самосовершенствования. Таганрог,1972.

Донцов И. А. Личное самосовершенствование и мораль. М., 1975.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Январь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031