Организация методической работы в условиях малого города.

 

Наш маленький город имеет специфическую инфраструктуру, своеобразное воспитательное пространство, которое не может не влиять на содержание и организацию методической работыВоспитательное пространство, будучи частью социальной действительности, существует и как бытие проживающего в нем населения, и как его педагогическое сознание.

Своеобразным ядром этого пространства является его образовательная система, включающая в себя две средних (полных) школы , одну основную школу при детском ортопедическом санатории «Пионерск», три дошкольных образовательных учреждения (ДОУ), детскую школу искусств (ДШИ), детско-юношескую спортивную школу (ДЮСШ), культурно-образовательный центр «Светоч» (КОЦ), детский дом «Родник».

В 2001 году при комитете по социальным вопросам (КСВ) администрации города Пионерский был создан методический отдел (далее МО), в состав которого вошли 2 специалиста: заведующая методическим отделом и методист по дошкольному образованию.

Миссия методической работы в нашем городе понимается как целенаправленная и систематическая подготовка педагога как субъекта профессиональной деятельности, социальной жизни, субъекта личностной самореализации, самоактуализации и самоорганизации. В своей работе мы опираемся на интерпретацию Г.Б.Корнетова постмодернистской педагогики, который рассматривал её как полифоническую педагогику, стремящуюся расширить образовательные возможности для каждого конкретного человека, актуализируя максимальное количество аспектов его индивидуальной жизни.

Отсюда вытекают цели и задачи:

— помочь педагогу увидеть образовательный процесс с разных позиций, признавая их взаимодополняющими друг друга ;

— личностно-ориентированный подход к педагогу;

— преобразование, совершенствование уже имеющихся профессиональных качеств;

— ценностно- смысловое согласование позиций и деятельности всех субъектов образовательного процесса;

— развитие субъективных свойств и на этой основе самопреобразование своей профессиональной деятельности.

Ведущие направления деятельности:

1. Прогнозирование, планирование и организация повышения квалификации педагогических работников и руководителей образовательных учреждений, а также оказание им организационно-методической помощи в системе непрерывного образования; координация этой работы с институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.

2.Освоение и использование новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе УО и УК города.

3. Обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников.

4. Выявление, изучение и оценка результативности педагогического опыта в образовательных учреждениях. Обобщение и распространение педагогического опыта.

5. Создание банков педагогического опыта в сфере образования.

6.Оказание поддержки педагогическим работникам и руководителям образовательных учреждений в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы, экспертной оценки авторских программ, пособий, учебных планов, в подготовке работников образования к аттестации.

7. Методическое сопровождение профильной и предпрофильной подготовки вшколах города, внедрение портфолио на уровне города.

8. Содействие выполнению целевых федеральных, региональных и муниципальных программ образования, воспитания и молодёжной политики, введению регионального компонента.

9. Методическое сопровождение экспериментов по ЕГЭ, эксперимента по совершенствованию структуры и содержания среднего образования и др.

10. Организация и проведение олимпиад, смотров, конкурсов и т.д.

В процессе становления муниципальной методической службы чётко обозначились противоречия между:

— образовательными запросами общества, перспективой развития образовательной системы и реальным её воплощением в педагогической среде;

— практикой традиционного повышения квалификации и необходимостью создания новых форм обучения педагогов;

— необходимостью быстрой адаптации системы методической работы к изменяющимся условиям макро и микросреды и инерционностью механизма управления методической работой, отсутствием инструментов для опережающего развития;

— огромным потоком поступающей информации и дисперсионным её искажением.

Но в том и состоит своеобразие деятельности методических служб в условиях малого города, что нет учреждений, призванных осуществлять научно-методическую работу, а двум работникам методического отдела часто приходится выполнять не свойственные им функции и задания, в связи с тем, что в структуре администрации нет ведущих специалистов по образованию.

Возникла необходимость в таком структурном подразделении, которое было бы способно к решению данных проблем с учётом специфики малого города.

Мы считаем, что в нашем маленьком городе всё взаимосвязано , а материально-технические возможности образовательных учреждений небольшие. Между тем, в городе есть учреждения культуры (УК) (2 библиотеки, музей, киноконцертный зал), и если подключить к работе на городском уровне эти учреждения, то мы откроем новые возможности для повышения профессионального роста педагогов.

Поэтому при городском МО был создан городской методический совет педагогических работников учреждений образования и культуры города (ГМС) и городские методические объединения (ГМО) педагогов школ , ДОУ и учреждений дополнительного образования.

Их деятельность регулируется положениями. ГМС под руководством МО координирует всю работу методической службы в городе, обсуждает наиболее значимые педагогические и методические темы, проблемы, анализирует опыт УО и УК, отдельных педагогов, инициирует внедрение новых педагогических технологий в УО и УК города. ГМО являются структурным подразделением ГМС, способствующими совершенствованию методического обеспечения образовательных программ и росту профессионального мастерства педагогов.МО содействует развитию опорной школы как центра научной и методической работы округа и реализации муниципальной программы.

Подобная организация целенаправленного обмена опытом позволяет нашим педагогам выйти за рамки своих учреждений, ближе познакомиться с опытом работы друг друга, не только теоретически, но и на практике убедиться в возможностях иных подходов к организации образовательного процесса.

Создание единой методической службы города позволило:

— мобилизовать внутренние ресурсы сферы образования и культуры города;

— привлечь внешние ресурсы (интеллектуальные, организационные, информационные, финансовые, телекоммуникационные);

— осуществлять единую целенаправленную кадровую политику и развитие единого образовательного пространства;

— создать условия для повышения качества процесса и результатов образования и воспитания;

— сформировать эффективное единое пространство города как социокультурной среды развития личности;

повысить эффективность кадрового обеспечения образования.

Проанализировав кадровый потенциал педагогов нашего города, можно отметить, что самый высокий процентный показатель приходится на возрастной период от 40 до 50 лет (39%).Средний возраст наших педагогов составляет 45 лет. Статистические данные по стажу работы выявили, что более 50 % педагогов проработали свыше 15 лет, а это предполагает их достаточно высокой профессиональный уровень.

Поэтому при организации методической работы мы исходим из того факта, что у большинства учителей сформирована самобытность, способность к самосовершенствованию, саморегулированию. Это означает, что дальнейшее развитие их индивидуальности необходимо строить на принципах андрагогики, что позволит ускорить развитие их компетентности. Жизненный и профессиональный опыт педагогов используется нами как опора для изложения материала, фон для иллюстрации: он является существенным источником материала обучения, поэтому одним из условий успешной методической работы являются интерактивные формы и методы взаимодействия учителей, ролевые, деловые, организационно-обучающие игры.

Мы находимся в постоянном поиске, стараемся всё, что есть интересного и нового в стране, области, городе, довести до более широкого круга педагогических работников. Сотрудничаем со многими учреждениями, приглашаем специалистов для проведения различныхмероприятий.

Активно внедряем использование информационных технологий в организацию учебно-воспитательного процесса и самообразование педагогов. В 2004 году был проведён анализ состояния учебно-методического и научно-технического обеспечения ОУ города, подготовленности кадров в области владения компьютером, организовано обучение руководителей и педагогов УО и УК города новым информационным технологиям на базе ЦИ и ТТ. В марте 2006 года был проведён городской обучающий семинар по теме «Информатизация учебно-воспитательного процесса учреждений образования как одно из направлений модернизации образовательного процесса образовательной системы города»(см. приложение).

Только в 2005-2006 учебном году 40 педагогов УО города прошли обучение на компьютерных курсах в ЦИ и ТТ, два человека участвовали в апробации повышения квалификации с применением дистанционного обучения.

Как видим из диаграммы, за последние 2 года почти в 5 раз увеличилось число педагогов, использующих в своей работе новые информационные технологии.

Большое значение для роста профессиональной компетентности педагогов и руководителей имеют проводимые МО городские семинары, семинары-практикумы, дни открытых дверей , круглые столы, научно-практические конференции. Ежегодно планируется проведение семинаров на базе школ, ДОУ, ДШИ, ДЮСШ, на которых коллективы делятся своим опытом работы по различным направлениям деятельности. Стало традицией ежегодное, на весенних каникулах, проведение городской конференции по наиболее актуальной на данный момент теме. Это является своеобразным подведением итогов работы и, как правило, отражает приоритетные направления развития образования, а также достижения ОУ по внедрению инновационных форм и методов работы, творческую и научно-исследовательскую работу руководителей и работников образования и культуры. В городе были проведены конференции : «Здоровьесбережение в обучении и воспитании детей и подростков в учреждениях образования города Пионерский», «Воспитание гражданственности, патриотизма, любви к родному краю, российским обычаям». В 2007 году планируется проведение конференции по теме: «Новые педагогические технологии в учебно- воспитательном процессе учреждений образования и культуры города»

Ещё одна форма методической работы в городе – проведение постоянно действующих семинаров,которые ведут на общественных началах работники УО и УК города. Ежегодное проведение МО анкетирования позволяет выявить проблемы и педагогов, которые могут и хотят поделиться своим опытом. Совместно с ними обсуждаем и разрабатываем планы проведения семинаров, приглашаем специалистов из УО области.

На базе ДОУ№1 с 2002 года открыта экспериментальная площадка Института ДО и семейного воспитания по проблеме «Организация развивающей оздоровительной и физкультурно-спортивной работы с детьми дошкольного возраста.» Результатом этой работы стало увеличение числа дней, проведённых детьми в группах ДОУ№1, открытие группы кратковременного пребывания для часто болеющих детей, создание «Школы для родителей».

Старейшая школа нашего города №2 в 2004 году принимала участие в областном конкурсе, по итогам которого получила статус опорной в школьном округе города Пионерский, и теперь обеспечивает потребности учащихся всего города в получении современного качественного образования. Разработана муниципальная целевая программа развития школьного округа на 2004-2008 гг.

На базе этих учебных учреждений открыты опорные консультационные пункты для педагогов города, в которых проводят консультации по различным направлениям деятельности методисты ДОУ, школ, работники МО.

Вся работа, которая была проделана МО за последние 3 года, сетевая деятельность УО и УК города, внедрение новых педагогических и информационных технологий находят свое отражение в положительной динамике качества образования в УО города.

Работниками МО создан и постоянно обновляется банк данных качества и успеваемости учащихся, что позволяет осуществлять мониторинг качества образования в целом по городу. Это даёт возможность вовремя заметить снижение показателей обученности школьников по определённому предмету , уровня образованности детей ДОУ и т.д., провести анализ , вскрыть причину, направить работу ГМО на преодоление возникших затруднений.

Подведением итогов работы кружков дополнительного образования являются ежегодные городские фестивали детского творчества: «Музы и дети», проводимого по 5 номинациям с января по май, и«Радуга», на котором подводятся итоги летнего отдыха детей и подростков.

Летом 2006 года на базе ДШИ по инициативе МО был открыт творческий отряд «Лира» для талантливых детей города.

Важными показателями работы МО являются результаты участия педагогов в аттестации, профессиональных конкурсах.

В течение трёх последних лет в 3 раза увеличилось число педагогов, аттестованных на 1 кв. категорию и постепенно увеличивается число педагогов, аттестованных на высшую квалификационную категорию.

Ежегодно педагоги школ и ДОУ города принимают участие в областных конкурсах «Учитель года» и «Педагог дошкольного образования». В 2006 году учитель истории школы №2 Буянский Д.Б. на областном конкурсе вошёл в десятку лучших учителей области, в 2005 году воспитатель ДОУ№1 Носова Е.Ф. – в пятёрку лучших педагогов дошкольного образования. В июле 2006 года по итогам проведения конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» Дмитриева Т.И., учитель биологии СОШ№2, и Гусарова Е.Ф., учитель английского языка СОШ№1 , были поощрены премиями Министерства образования Правительства Калининградской области.

Работа методической службы сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранна , и её результаты напрямую зависят от психологического климата, заинтересованности педагогов в творчестве и инновациях, удовлетворённости собственной деятельностью. Сегодня методист выполняет функции эксперта, менеджера, консультанта. Сейчас как никогда, мы испытываем необходимость в росте своего профессионального мастерства.

Но для этого нам предстоит решить следующие проблемы :

— в организации внешней экспертизы программно-методического обеспечения курсов по выбору, элективных курсов, авторских программ;

— в обобщении педагогического опыта на технологическом уровне;

— в повышении квалификации методистов.

Проанализировав всё вышеназванное, МО поставил перед собой задачи на ближайшие 5 лет :

— укрепление связей между наукой и практикой образования, осуществление сотрудничества с научными, научно-методическими учебными учреждениями области на договорной основе;

— создание собственных информационно-образовательных ресурсов, видио-медиа-банка данных передового опыта и педагогических идей;

— создание сайта МО;

— включение в дистанционное обучение педагогов города совместно с ЦИ и ТТ.

 В.А.Переслегина

 


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930