Воспитание личности.

detiСколько раз мы слышали споры о том, что в большей степени определяет и влияет на формирование основных

качеств личности ребёнка или подростка — семейное воспитание или воздействие общественных факторов: детского сада, школы, внешкольных учреждений, средств массовой информации, улицы. Но невозможно ответить на этот вопрос однозначно.

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.», — эти слова В.А. Сухомлинского актуальны и сегодня.Ребёнок – личность. И, в зависимости от сложившихся жизненных ситуаций, возможен и различный выбор ребёнком наиболее значимого в его жизни человека. Им может стать мама или папа, учитель или руководитель кружка, ровесник или взрослый человек(причём не обязательно положительный во всех отношениях), уличные друзья…
Ведь процесс воспитания состоит из множества составляющих, иногда на него влияют самые непредсказуемые факторы. В семье человек получает первоначальное воспитание, здесь закладываются его составляющие: нравственность, интеллект, культура. Но всегда ли родители могут дать то, что необходимо ребёнку для дальнейшего развития? Родители воспитывают детей, полагаясь на свой жизненный опыт, руководствуясь индивидуальными биологическими особенностями личности и спицификой микросреды, в которой они проживают.
В одной из школ города П. несколько учащиеся унижали и избивали подростка в присутствии учеников этого же класса. Двое били, остальные наблюдали, даже снимали всё происходящее на мобильный телефон. Конечно, это не осталось безнаказанным, были приняты меры не только к тем, кто напрямую в этом участвовал, но и к тем, кто молча наблюдал сцену насилия. Однако больше всего в этой ситуации поразила позиция некоторых родителей , которые были возмущены, что их детей вызвали на беседу только из-за того, что они « просто стояли вместе со всеми».
Воспитание – многогранный процесс, который нуждается в постоянном духовном обогащении и обновлении. Какие нравственные ценности заложит такой родитель в своём ребёнке? Возможно, это было просто желание родителей защитить ребёнка. Но почему мы забываем, что «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом» (В.А.Сухомлинский). Родители должны быть для ребёнка примером во всём, только счастливая семья может воспитать гармонично развитую личность.
Когда ребёнок приходит в ясли или детский сад – он приходит уже со своим небольшим опытом жизни, собственной историей воспитания. Уже в 1,5 – 2 года ребёнок (даже если он ещё не разговаривает) понимает что можно делать, что нельзя, за что его будут ругать, а за что похвалят. Нельзя забывать, что у детей своё представление о добре и зле, свои заботы и тревоги. Ему необходимо сочувствие, сострадание, участие. И вот тут очень важно воспитателю гармонично войти в жизнь ребёнка, обеспечить гармонию взаимоотношений с родителями и создать максимально благоприятные условия его развития.
К сожалению, не всегда родители расположены к эмоционально-положительным контактам с воспитателем, не осознают смысл взаимодействия. Современные родители имеют свою точку зрения на вопросы воспитания, на оценку собственного ребёнка. В этой ситуации воспитатель должен уметь позитивно разрешить возникшую конфликтную ситуацию, уметь отрегулировать отношения, так как именно он обладает знаниями в области психологии и педагогики. Ведь воспитание может протекать успешно только в доброжелательной атмосфере.

Используемая литература:
1. «В.А.Сухомлинский о воспитании», составитель С.Соловейчик, Политиздат, 1975г.
2. «Педагоги, родители и дети», Маленкова Л.И., ТОО «Интел Тех», Москва, 1994 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031