Современные подходы к подготовке ученика

Социально-экономические и политические преобразования в стране остро поставили  проблему подготовки конкурентоспособного специалиста, умеющего принимать нестандартные решения, готового нести ответственность за себя и свои поступки. В настоящее время, в условиях выхода из экономического кризиса и усиливающейся конкуренции на рынке труда, возрастает потребность в росте творческого потенциала специалиста, позволяющего ему легко адаптироваться в условиях производства, гибко реагировать на изменяющиеся условия труда. Концепция модернизации российского образования, выдвинутая на период до 2010 г., а именно: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия»,- особенно актуальна и в современных условиях.

В этой связи в Калининградской мореходной школе была разработана модель выпускника, которая, с: одной стороны, является основополагающим руководством подготовки специалиста новой формации, с другой стороны, является важной характеристикой целеполагания образовательного процесса. Модель выпускника профессионального училища состоит из нескольких блоков: профессиональный, личностный, надпрофессиональный.

Профессиональный блок обеспечивает уровень профессионализма выпускника, который определяется не только знаниями, умениями и навыками (согласно квалификационной характеристики требований ГОСТа), но и развитостью профессионально важных качеств, способностей, интересов и склонностей — как ресурс конкурентоспособности. Профессиональный блок включает следующие компоненты: базовый, смежный, креативный, когнитивный, психологический, социально-экономический, личной культуры, практико-деятельностный.

 Базовый компонент: владение базовыми ЗУНами, профессионально важными качествами и характеристиками в соответствии с требованиями, предъявляемыми ГОСТами к профессии/специальности .

Смежный компонент: дополнительная подготовка выпускника по смежным профессиям/специальностям.

Когнитивный компонент: информированность; эрудированность; нестандартное мышление; наличие личностного понимания смысла каждого из изучаемых предметов; наличие разносторонних знаний в избранной профессии.

Креативный компонент: самоактуализация (стремление человека к воз-можно более полному выявлению и развитию своих личностных ‘возможностей); реализация творческих способностей в форме выполнения и защиты творческих проектов, участие в конференциях, семинарах, конкурсах, олимпиадах и т.п. (по специальности и смежным профессиям); адаптационная мобильность (восприимчивость к инновациям).

Психологический компонент: знание своих индивидуальных особенностей, черт характера; самоанализ и самооценка своих действий и поступков (рефлексивный подход); созидательная мотивация к труду через определение жизненных целей.

Социально-экономический компонент: развитие предпринимательской культуры; экологической и правовой основы развития общества, закономерности социальной структуры общества.

Компонент личной культуры: воспитанность, ценностные ориентации с учетом индивидуальных особенностей; знания и умения лингвистической культуры (культура речи, иностранный язык); компьютерная грамотность; имидж; физическая культура и здоровье (отсутствие вредных привычек; регулярное занятие спортом; умение оказать первую помощь себе и окружающим в чрезвычайных ситуациях); постоянное саморазвитие и самосовершенствование, творчески подходить к работе.

Практико-деятельностный компонент: умения и навыки, полученные профессиональные знания на практике и осознавать конечный результат; самоорганизация своей деятельности; умение прогнозировать свое профессиональное будущее и соотносить стороны своей индивидуальности и компетентности с меняющимися запросами общества; умение общаться; сознательно ставить и добиваться решения предпринимательских задач.

Личностный блок позволяет выделить качества, способные обеспечить эффективность профессиональной деятельности и позволяющие гарантировать профессиональное выживание в условиях конкуренции на рынке труда.

Включает качества, необходимые для эффективного овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками, обеспечивая конкурентоспособность выпускника ПУ №24 на рынке труда.

Личностный блок, это — ответственность; дисциплинированность; организован-ность; коммуникативные навыки; психологическая устойчивость (стрессоустойчивость); целостность мышления; аналитичность; внимательность; быстрое и безошибочное запоминание информации (память).

Надпрофессиональный блок включает характеристики, не связанные с профессиональной деятельностью, обеспечивает успешную адаптацию выпускника училища в социуме.

Толерантность и компоненты толерантности (принятие себя, принятие другого, коммуникативная толерантность, эмпатия); умения и навыки сотрудничества (жить и работать в коллективе); гибкость к изменяющимся условиям – все это включает в себя надпрофессиональный блок.

Одним из направлений эффективной реализации модели конкурентоспособного выпускника состоит в развитии творческой познавательной активности учащихся, — которая позволяет им использовать приобретенные знания и умения не только в стандартных условиях, но и переносить их в новые ситуации, а также позволяет учащимся отходить от привычных стереотипов мышления.

Основываясь на этой модели, мною, мастером производственного обучения, были выбраны основные направления работы. Это, прежде всего:

1.         Планирование.

2.         Учет межпредметных связей.

3.         Тесная связь с предприятиями общественного питания г. Калининграда и области.

4.         Изучение организации производства на ПОП.

5.         Совершенствование контроля практики и подбора мест практики.

6.         Внедрение новых методов и форм организации занятий производственного обучения.

Хотелось бы остановиться и более подробно раскрыть каждое из этих направлений

1.         Планирование. Здесь требования, определенные Госстандартом, квалификационной характеристикой, учитываются региональные особенности профессионального образования. Составляются профессионально- технологические карты: разбивается материал по темам, определяется содержание каждой темы, выделяются центральные вопросы. Планируются методы контроля, дидактический материал, продумываются межпредметные связи.

2.         Межпредметные связи. Наши выпускники должны быть всесторонне развиты, уметь ориентироваться в текущей информации, знать оснащение предприятий общественного питания на современном уровне. Для этого в план работы на уроке производственного обучения обязательно включаю вопросы по эксплуатации технологического оборудования и технике безопасности при работе на этом оборудовании. Обязательно обсуждаем новинки выпускаемой техники, их особенности, достоинства, стоимость. При приготовлении блюд также необходимо знать и составление сырьевой ведомости, калькуляции стоимости блюд и нормы вложения продуктов. Связь с дисциплиной «Калькуляция и учет». Изучаем с учащимися и свойства поступающих в предприятия общественного питания продуктов, сроки и условия их хранения, особенности обработки, содержание питательных веществ, витаминов, минеральных веществ, породы рыб, свойства мяса и т.д. Один из ведущих предметов наряду со всеми — физическая культура. Принимаем самое активное участие в соревнованиях, кроссах, эстафетах. Совместно проводим лабораторно-практические работы по всем темам курса. Решаем производственные проблемы. Только в тесном контакте со всеми преподавателями по этим предметам можно добиться хороших результатов и прийти к намеченной цели.

 3.         Тесная связь с передовиками предприятий общественного питания. Поддерживаю деловые отношения с передовыми, современными предприятиями общественного питания г. Калининграда, где проходят производственное обучение и производственную практику наши учащиеся, будущие специалисты сферы общественного питания. Творчество учащегося надо развивать на конкурсах и ежедневных уроках. Оформление банкетных и заказных блюд- один из важнейших элементов в работе повара. Это качество влияет на конкурентоспособность выпускников. Руководителей практикой приглашаем к себе в училище на праздники, конкурсы, экзамены, обращаюсь за советами, практической помощью.

4          Изучение организации производства. Я изучаю работу предприятий, организацию производства предприятий, новые направления в работе, учитываю новые тенденции зарубежного опыта, направленность деятельности. Каждый работник, специалист сферы обслуживания обязан знать свою специальность, начиная с азов профессии повара, расширять круг и уровень знаний, вникать в тонкости поварского искусства. Сейчас в современных предприятиях широко используют блюда национальных кухонь всего мира, а многие предприятия на этом специализируются. Во и мы решили провести декаду дней национальных кухонь. Включить в программу обучения все невозможно. Этому надо учиться всю жизнь. Учащиеся с большим желанием овладевают искусством повара. Проявляют интерес, настойчивость ко всему новому, с чем им приходится встречаться во время производственного обучения.

5          Система организации производственной практики. Предприятия для прохождения производственной практики и производственного обучения подбираем заранее. Договариваюсь с руководителем предприятия, заведующим производством. Оговариваем условия работы, режим работы, возможности чередования практики с теоретическим обучением. Самым подробным образом изучаем с зав. производством программу обучения, ассортимент блюд, санитарные условия, соблюдение требований безопасных условий работы, режим посещения учащихся мастером произ-водственного обучения, осуществление контроля за учащимися, проведение воспитательной работы. Оказываю практическую помощь учащимся для адаптации в трудовых коллективах. Заключаем типовой договор между предприятием и ПУ-24, в котором оговариваются условия работы.

6          Методы и формы организации занятий производственного обучения. Использую нетрадиционные уроки,стремлюсь,чтобы учащиеся могли проявить своё творчество. Например: после работы на летней производственной практике провожу открытое занятие в лаборатории ПУ-24 по теме: «Приготовление фирменных блюд предприятий общественного питания» г. Калининграда. Готовят учащиеся наиболее понравившиеся им блюда тех предприятий, где они работали. Готовят сложные блюда, которые требуют мастерства и умения. Блюда очень красиво оформляют с учетом требований кулинарии и санитарии. Мастерски представляют и характеризуют приготовленные блюда, рассказывают об особенностях приготовления своих блюд. Рассказывают температуру подачи блюд, условия хранения, особенности подготовки используемых продуктов. Отвечают на вопросы присутствующих, демонстрируют фрагменты приготовления. Моя группа оформляла выставочный стол на тему «Дары осени». Особый интерес у учащихся и зрителей вызвали блюда «Вареники …». Вареники были с картофелем и грибами, с творогом и сухофруктами, с вишней и клубникой. Красочно был оформлен торт овощной. Все приготовленные блюда вызвали живой интерес участников этого мероприятия. Организовали дегустацию блюд. Учащиеся моей группы во время приготовления и оформления блюд проявили заинтересованность, самостоятельность, творческий подход к порученному делу.

Организовываю уроки практикумы — на базе пищевой лаборатории училища.

Целью этих уроков является

— закрепление полученных знаний, умений, навыков пройденного материала, с элементами инноваций, творчества, используя практические профессиональные компетенции;

— прививается учащимся любовь к профессии, навыки самостоятельно-сти в работе, воспитывает технологическую дисциплину, ответственность за порученное дело, культуру труда;

— развитие технологического мышления, предприимчивость, умение рационально организовывать и планировать свой труд.

 Важнейшим средством повышения конкурентоспособности выпускников профессионального училища , активизации процесса профессионального самоопределения и оптимизации их трудоустройства является профориентация (информирование, консультирование, отбор, психологическая поддержка).

Профессиональное обучение выпускников должно быть направлено на повышение уровня их квалификации, конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.

Анализ же научно-методической литературы показывает, что основными причинами, сдерживающими трудоустройство выпускников, являются:

—        низкая конкурентоспособность, отсутствие у большинства из них необходимых знаний и навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями по вопросам трудоустройства;

—        несоответствие  профессионально-квалификационной структуры выпускников профессионального училища потребностям экономики и структуре имеющихся вакансий;

—        отсутствие механизма, обеспечивающего взаимодействие между рынком труда и рынком образовательных услуг;

—        отсутствие вакансии для молодежи, не имеющей опыта трудовой деятельности и высокой квалификации, в связи, с чем они не всегда могут найти работу, причем не только по полученной профессии;

—        трудовая мотивация выпускников еще не сформирована, и они часто отдают предпочтение высокооплачиваемой и престижной работе.

По результатам исследований можно выделить следующие основные критерии конкурентоспособности выпускников на рынке труда: профессиональная квалификация, общая и профессиональная культура, трудовая мотивация, поведение на рынке труда. Чем успешнее будут сформированы вышеприведенные характеристики конкуретоспособности выпускников, тем успешнее они будут востребованы работодателями и трудоустроены.

Заключение.

Рост числа нетрудоустроенных выпускников 2009 года объясняется, прежде всего, процессами, вызванными финансово-экономическим кризисом, распространившимся на Россию. В результате ухудшилась ситуация на рынке труда и в Калининградской обл..

Моя работа, как мастера производственного обучения выпускной группы КП 37 была направлена на преодоление вышеуказанных причин, сдерживающих трудоустройство, а также на адаптацию выпускников к реалиям сегодняшнего дня:

53% выпускников работают или служат в рядах ВС по специальности «Повар».

16% — выпускников продолжают обучение.

Интересен и такой момент:

— среди юношей продолжают обучение 9% выпускников;

— среди девушек                                      — 30%.

И как вывод: работа и учеба по выбранной специальности среди юношей составляет– 64%, у девушек                 — 20%, т.е. у ребят был более осознанный подход к выбору своей специально-сти.

С целью подготовки специалиста, способного составить конкуренцию на рынке труда, важно сформировать у учащегося

 положительную мотивацию перспективы таким образом, чтобы у него возникла позитивная установка на дальнейшее учение, на саморазвитие и самосовершенствование. Учащемуся необходимо уметь отрефлексировать степень освоения им знаний, умений, навыков, знать сильные и слабые стороны своей деятельности, творчески подходить к своей работе.

Мастер производственного обучения                                   Великжанина Н.И.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031