Развитие творческих способностей учащихся

Повышение качества обучения через развитие творческих способностей учащихся.

Я работаю преподавателем русского языка и литературы 11 лет. За этот период у меня сложилось четкое педагогическое кредо: надо относиться к каждому ученику как к личности, помнить о его самоценности, помочь ощутить счастье раскрытия способностей, какими бы они ни были.
Целью моей деятельности считаю создание условий для формирования нравственной, духовной личности, овладевшей основами культуры.
— Двигаясь к реализации цели, я решаю ряд задач:
воспитание квалифицированного читателя, способного наслаждаться произведениями литературы, черпать в них жизненный опыт, находить варианты решения жизненных проблем;
— Формирование нравственности, преемственности духовных ценностей, патриотизма, ответственности за свою судьбу, Родины;
Развитие творческих способностей учащихся;
— Создание условий для успешной социализации обучающихся.
— Формирование положительной «Я — концепции».
Чтобы решить поставленные задачи, необходима определенная материально -техническая база. Уроки проходят в кабинете, оснащенном современными техническими средствами. Идет процесс формирования учебно -методического комплекса: на основе примерной программы составлена индивидуальная программа по литературе и русскому языку, в достаточном количестве имеются учебники русского языка и литературы. Формируется банк дидактического материала для организации контроля и самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроке.
Свою работу начинаю со стартовой диагностики ( срезы знаний, анкетирование), анализ результатов которой дает возможность увидеть реальную картину базовой подготовки учащихся, которые поступают в училище из разных школ города и области. На основе результатов стартовой диагностики я намечаю зону ближайшего развития для различных групп учащихся. Серьезное внимание уделяю организации работы по коррекции пробелов. На занятиях структурирую работу учащихся с учетом необходимости приобретения знаний, умений и навыков, определенных зоной ближайшего развития.

Формирую банк разноуровневого дидактического материала, который позволяет создать для каждого обучаемого ситуацию успеха на уроке. Таким образом появляются условия для формирования положительной «Я -концепции», повышения мотивации учения. Кроме того, еженедельно провожу индивидуально — групповые консультации по русскому языку и литературе, что дает возможность частично скорректировать пробелы в знаниях, способствует повышению качества обучения.

Организовывая учебное пространство, применяю методы и приемы, способствующие формированию и развитию коммуникативных навыков, мышления, внимания: объяснительно — иллюстративный, программированный, проблемный, поисковый. Часто обращаюсь к групповой форме проведения урока, что способствует развитию у учащихся навыков работы в команде, становлению организаторских способностей, умения регламентировать собственную деятельность и деятельность группы.
Стараюсь так строить урок, чтобы учитель и ученик были включены в совместную познавательную деятельность, стремлюсь к тому, чтобы подростки осваивали, а не «изучали» или «усваивали» учебный материал, чтобы он становился им личностно важен, необходим. Использую приемы, которые дают возможность, учителю быть организатором образовательной среды, где учащийся самостоятельно образовывается: получает определенную сумму знаний, развивает коммуникативные и социальные компетенции. Средствами обучения являются учебники, наглядные пособия, видеотека по литературе по программе курса 10-11 класса, раздаточный дидактический материал, мультимедийные презентации.
Постоянно провожу мониторинг результатов обучения, используя различные приемы: словарный диктант, творческий диктант, тестирование, сочинение, устный ответ, выступление с докладами, защита рефератов. Регулярно провожу анкетирование, с целью установления обратной связи. Задаю вопросы, позволяющие узнать, интересен ли учащимся предмет, комфортно ли они чувствуют себя на уроке. Кроме того, в заключении каждого занятия провожу рефлексию, спрашивая у обучающихся, что им понравилось и не понравилось на уроке, какие формы работы они хотели бы повторить, что нового узнали и чему научились. Это позволяет постоянно анализировать процесс учения, принимать при необходимости оперативные меры.
Большое внимание уделяю внеклассной работе по русскому языку и литературе: систематически провожу «литературные гостиные» различной тематики, конкурсы чтецов, выпускаются предметные газеты, что формирует интерес к чтению, способствует воспитанию художественного вкуса, оказывает благотворное влияние на становление нравственных основ личности, развивает творческие задатки личности обучаемых. То, что мои ученики активно участвуют во внеклассной работе по литературе, с удовольствием читают стихи
современных поэтов, что на региональном устном экзамене по литературе мои ученики всегда показывали хороший уровень начитанности, владения литературоведческим анализом, свидетельствует о том, что в определенной мере мне удается решить задачу подготовки квалифицированного читателя.
Сильными сторонами своей деятельности считаю сложившуюся систему работы по коррекции пробелов в подготовке учащихся за курс основной школы, основанную на личностно — ориентированном дифференцированном подходе к обучающимся, воспитательную направленность уроков, систему внеклассной работы по литературе, способствующую формированию нравственности, духовному становлению личности, создание в процессе общения с подростками условий для формирования положительной «Я -концепции», создание условий для их успешной социализации.
Меня тревожит, что уровень знаний выпускников по русскому языку с каждым годом все ниже, что подростки совершенно перестали читать художественную литературу и в лучшем случае довольствуются просмотром художественного фильма, снятого на основе классического произведения, что все чаще смысл собственной будущей жизни они сводят к достижению определенного уровня материального благополучия, совершенно забывая о том, что есть еще и духовная сфера жизни… И все эти тревоги надо перебороть, чтобы с новыми силами придти к детям и помогать их развитию и духовно — нравственному становлению.

Преподаватель русского языка и литературы ПУ №24 « Калининградская мореходная школа» ЗДАНЧУК Татьяна Анатольевна

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Август 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031