Открытое занятие для учащихся второго класса.

Открытое занятие: «Как казаки обживали Сибирь»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида №7».

Открытое занятие: «Как казаки обживали Сибирь».

Для учащихся второго класса.

                                                                   Провела воспитатель ГПД: Кацер Н.С.
г. Красноярск 2010 год.

Цели и задачи: Дать детям понятие о казаках. Развивать и обогащать кругозор детей. Воспитывать в детях интерес к истории родного края.

Материалы и оборудование: видеопроигрыватель, записи песен, видеокартинки.

Предварительная работа: Беседы о Красноярске, о его истории. Чтение: «Сказки сибирских народов».

Ход мероприятия:

  1. Вступительное слово воспитателя:

Мой город сопок краснобоких,

Дворцов шикарных, изб убогих,

Свидетель четырех веков,

Путей кандальных и оков.

Отрядом батьки Дубенского

На Енисее был основан,

Где у излучины реки

Остановились казаки…

Ребята, а кто такие были казаки, кто из вас знает?
2.Основная часть:
КАЗАКИ —  это группа людей, расселенная на границах России и получившая от властей особые привилегии в обмен на военную службу. К казакам относятся представители разных народностей, но в основном это были русские люди.  Казаки охраняли границу Русского государства от набегов разных кочевников.
Давайте посмотрим, как выглядели казаки, как они одевались. (Просмотр картинок).
Казаки первыми стали искать новые земли. Они пошли за Уральские горы.
Казакам приходилось вступать в бои с теми, кто жил в сибирских землях.
Посмотрите, как присоединялись к русскому государству новые территории.
(Просмотр картин и беседа по ходу просмотра.)
Разбивая отряды кочевников, казаки продвигались вперед.
Там, где раньше были непроходимые леса, болота, казаки находили удобные для поселения места. Чаще всего селились они по берегам рек. В реках было много рыбы, к рекам приходило много животных на водопой. По рекам было удобно перевозить грузы. Преодолевая большие расстояния по сибирским рекам, казаки шли в глубь Сибири на парусных лодках. (Просмотр).
А там где нельзя было проплыть,  казаки по суше перетаскивали лодки до следующей реки.
Так казаки появились и у нас на Енисее. Сначала они основали Енисейский острог. А затем по Енисею стали пробираться вверх по его течению.
Казаков  в район слияния Качи с Енисеем привел Дубенской Андрей. Ему было поручено найти место для поселения. Это место так описано Дубенским: «равнинная местность между Енисеем и Качей с юго-запада ограничивается Черной сопкой и ее склонами и покрыта сосновым лесом, в местах пониже растут тополя и кустарники. Левый берег Качи, сложенный из красных мергелей, круто поднимается вверх, образуя живописную гряду, тянувшуюся вдоль Качи. Высшая точка этой гряды называется Кум-Тигей и хорошо отовсюду просматривается. Это место красно и угоже».
С холма Кум-Тигей открывалась прекрасная панорама правого берега Енисея, долина которого ограничивалась Куйсумскими и Ботойскими горами. Между Куйсумскими горами и берегом Енисея, на речной террасе, покрытой луговой растительностью, там и сям были разбросаны березовые колки, а между ними виднелись небольшие озерца и речки. Это место теперь мы называем правым берегом. До десятка островов, поросших деревьями и кустарниками, перемежающимися обильными пастбищами, располагалось близ устья Качи, долина, которой была покрыта хвойным лесом. От холма Кум-Тигей на север простиралась лесостепь с кустарниками из желтой акации и шиповника.
Дубенской решил, что место подходит под поселение.
Поселение, которое основывали казаки, называлось острогом. Давайте посмотрим, как оно выглядело. (Просмотр картинки, с объяснением).
Казаки стали обживать земли возле острога, хотя им было нелегко. Князьки совершали набеги, разрушали дома, топтали посевы. Приходилось часто воевать с ними.
Но, не смотря ни на что, поселение росло и укреплялось. Стали приезжать люди и селиться в остроге и за его пределами. И конечно там появились дети. А в какие игры они могли играть? Конечно же, в русские народные.
Давайте и мы с вами сыграем в такую игру:

Игра: «Нос, ухо, нос».

Молодцы. Все справились с заданием. А теперь представим, что мы пришли в незнакомую землю и не знаем, что нас здесь ждет. Давайте построим такой острог, чтобы враг не мог его разорить.

Коллективная  лепка:  «Русский острог».

3. Заключительная часть:
Посмотрите, ребята, сможет враг разрушить такое поселение? Нет? А почему?
А теперь попробуем вспомнить, о чем мы с вами сегодня говорили?
Что вы узнали нового?
О чем вы бы хотели поговорить на следующем занятии?

Н.С.Кацер.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Июнь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Май    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930