Методика объяснения нового материала.

Одним из главных элементов  занятий  разных видов является  объяснение  нового материала, который  включает  вопросы,  предусмотренные учебными  программами  по данной дисциплине.

Совершенствование методики  работы преподавателя  на этой стадии  формирует  у обучаемых  умение пользоваться приобретенными  знаниями для изучения  более сложных вопросов данной дисциплины,  а также  учебного материала  смежных и родственных дисциплин.

При изучении нового материала  должны  формироваться  базовые и профессиональные  знания,  а также вырабатываться  умения  будущего  специалиста, которые определяются  не только  учебными планами, но и новыми  требованиями  производства отрасли, развитием  науки и техники, технологии и экономики.

Самые большие затруднения  возникают  у преподавателей  на первых этапах  работы, когда приходится   осваивать  программу дисциплины,  отбирать  учебный  материал (иногда по разным источникам, а иногда по нескольким  дисциплинам).

Проводя первые занятия, посещая уроки  своих коллег, готовясь  к занятиям, преподаватель  (особенно с небольшим стажем работы) задает себе и своим наставникам  много вопросов: «Все ли сказано на уроке?»,  «Может, я даю слишком большую информацию?»,  «А так ли я говорю?»,  «Успевают ли студенты за моим объяснением?»,  и  др.).

В процессе работы над новым материалом преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд  трудностей прежде всего в связи  с тем, что они, как  правило,  не имеют педагогического образования, т.е. мало знакомы с методикой  преподавания или не знают  ее совсем.

Кроме того, литературы по этому вопросу до сих пор недостаточно.Применительно  к специальным и  общепрофессиональным  дисциплинам этим вопросам  уделяется мало внимания,  из-за  незнания специфики  НПО и СПО.

Преподаватель  спецдисциплин, осваивая  методику преподавания, должен помнить, что качество подготовки молодого специалиста  сегодня определяется  его профессиональной квалификацией и методическим  мастерством: «что» он знает  и умет, «зачем» это материал и «как» наиболее  эффективно обучать (методический треугольник). И наиболее трудным  в этой  цепочке является  — овладеть методикой преподавания.

Объяснение нового материала 

основная цель:

  1. изучение оптимального  объема  материала
  2. формирование  умения  пользоваться  приобретенными  знаниями на практике
  3. формирование умений в соответствии  с квалификационной  характеристикой 

основные  трудности     

  1. преподаватели спецпредметов и общепрофессиональных  дисциплин (непедагоги)
  2. крайне мало литературы

место нового материала  в плане  урока зависит от:

  1. целей занятия
  2. вида занятия
  3. расписания
  4. контингента обучающихся и т.д.

формы, методические  приемы

  1. словесное изложение
  2. словесно-графическое изложение
  3. словесно-схематическое изложение
  4. изложение с максимальной  наглядностью
  5. самостоятельная  работа с литературой, раздаточным материалом  (самостоятельное изучение нового материала)

Требования  при объяснении  нового материала

  1. научность
  2. доступность
  3. логическая последовательность
  4. рациональное использование времени на вопросы темы
  5. проблемность
  6. практическая направленность
  7. наглядность
  8. разнообразие приемов и методов
  9.  активная работа «обратная связь
  10.  культура речи педагога
  11.  СВЯЗЬ( с производством ;со специальностью; с жизнью ;   с другими   дисциплинами)

Новый материал в плане занятия 

Молодой преподаватель, планируя занятие, порой пользуется только «классической» структурой урока:  опрос-объяснение-закрепление. Иногда  на семинаре слышишь вопрос: «разве можно менять порядок?»  (т.е. сначала объяснить новый материал, затем провести опрос  и т. д.).

Планирует занятие  преподаватель, а следовательно он сам решает, где  дать новый материал: в начале урока или  во второй  его части, в конце.

Место изложения нового материала  в плане зависит от:

  • вида учебного занятия
  • его цели
  • расписания
  • контингента обучающихся.

ПРИМЕРЫ:

Лекция. Цель занятия – ознакомить студентов с общими сведениями  о….

Опрос не планируется, т.к. предыдущая  тема закончена  и знания (умения) проверены  в результате  технического диктанта (тестирования). Объяснение  нового материала занимает  максимум времени занятия (закрепление нового  материала  можно провести в конце занятия или   параллельно с объяснением).

Практическое занятие.  Цель – привить умения  в… (например, в технических расчетах). Новый теоретический  материал не сообщается, т.к. форма ведения  занятия  предполагает  повторение и, в данном случае,   новым будет методика  расчетов, с которой  преподаватель знакомит по ходу решение задач   (пояснение идет параллельно  с самостоятельной  работой).

Семинарское занятиеЦель – контроль знаний по пройденной теме (разделу). Объяснение материала  не планируется. При проведении  семинара преподаватель может сам, или  привлекая «докладчиков», по ряду вопросов дать  пояснение, сообщая новую информацию, расширяющую знания по данной теме (разделу).

Комбинированный урокЦель – ознакомить студентов с ….(например, с технологической схемой подготовки рыбы горячего копчения). При  планировании урока преподаватель может  предусмотреть различные этапы урока:

  • сначала провести опрос по разделам, предшествующим  данному занятию, затем разобрать схему приготовления  рыбы горячего копчения, а потом закрепить материал;
  • сначала объяснить  стадии  приготовления рыбы горячего копчения (основы технологии), затем объяснить по этапам, используя мультимедийную технику, или таблицы, доску и т.д. (ведутся записи  или зарисовки  за преподавателем). При закреплении  нового материала поставить также вопросы  повторения, т.е. совместить  опрос с закреплением.

В зависимости  от расписания преподаватель планирует время выдачи нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец  учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения  резко снижается ( особенно, если это 4-ая пара, или даже 3-ья, но ей предшествовали трудные дисциплины-математика, физика и др.).  Лучшим  вариантом было бы вообще сократить объем  новой информации до минимума (или  не давать ее вообще), а распределить  учебное  время в целом  по теме таким образом, чтобы на данном занятии сделать  акцент на  повторение, провести практическое занятие, работу с книгой, деловую игру и т.д..

Различные методические приемы при объяснении нового материала 

В зависимости от содержания  сообщаемой  информации и плана занятий преподаватель может использовать  следующие  методы и приемы объяснения:

Словесное изложение.

Этой формой следует  пользоваться  крайне  редко, т.к.  в этом случае не имеет места  наглядность преподавания. Допустимо при сообщении новых  сведений  по какой-то теме, обобщение знакомого материала, заключения по отдельным  вопросам. Даже, если вложить максимум  информации, последняя  будет  усваиваться  хуже по сравнению  с  другими  методическими приемами.

Словесно-графическое изложение.

Объяснение  нового материала с использованием  записей на доске,  графиков, таблиц, которые должны хорошо читаться, быть  яркими, запоминающимися. Преподаватели технологических дисциплин чаще всего  этим методом пользуются при объяснении  физико-химических основ  технологических процессов,  сравнительных  характеристик различных видов сырья, продукции, методов  производства и т.д..

Словесно-схематическое изложение.

При наличии  специальных схем, плакатов, планшетов объяснение  можно провести по-разному, но  в любом случае вывешивать или показывать наглядное  пособие  необходимо только  в тот момент, когда преподаватель приступает к изложению нового материала.   Если  данный материал есть в учебнике  (на плакате и т.д.), нет необходимости зарисовывать схему или эскиз в тетради, можно давать объяснение, используя  материал учебника. Но, если материал сложный,  то используя материал учебника, параллельно  с объяснением  материала можно вычерчивать  упрощенную схему  в конспектах.

В ряде случаев такая зарисовка  материала за преподавателем совершенно необходима, так как при этом приобретаются навыки  технологического черчения, необходимые  для выполнения  курсовых и дипломных  проектов. Не рекомендуется  давать вычерчивать  схему до объяснения  материала, т.к.  при этом  имеет место механическая работа,  без уяснения  смысла и сути рассматриваемого  вопроса.

В зависимости от умения разобраться  в предложенной  схеме технологического процесса можно рекомендовать следующую последовательность отдельных элементов работы:

            — пояснение  преподавателя по схеме;

А

            — запись с помощью  преподавателя

В этом  случае студент, как правило, обладает минимальным навыком  понимания технологии процесса (тем более, если  этот   материал  предложен впервые).

Б         —  пояснение преподавателя по схеме;

            — запись самостоятельно

Такое сочетание приемов лучше  делать «по частям» схемы (одна или  насколько несложных операций, процессов)  или в целом, если  метод  «по частям»  уже  дал  хорошие  результаты.

В        — пояснение преподавателя  по схеме;

          — в запись параллельно

Этот  метод  дает хороший эффект, когда преподаватель,   объясняя, зарисовывает  технологический процесс  на доске (в аппаратурном  или процессуальном  исполнении). Последовательное  объяснение и зарисовка в конспектах одновременно дает  постоянный  активный  режим работы  и  прививает  навыки  в изображении и чтении технологических схем.

Г            — самостоятельный разбор технологических  схем;

              —  самостоятельная запись

Такая самостоятельная  работа возможна только при:

          — умении  конспектировать;

          — наличии навыков изучения  технологических схем

Преподаватель,    впервые применяя  этот  метод, учит самостоятельно  работать с наглядным  пособием, описывать  процесс, анализировать его и т.д..

Главное – максимально направлять деятельность, обеспечив всем необходимым для самостоятельной работы. На первых таких занятиях  не следует  давать  большого задания, лучше ограничиться  объемом работы, посильным для данного периода обучения и контингента обучаемых.

Изложение  с максимальной наглядностью  происходит при проведении кино-уроков, видео-уроков, уроков на производстве, выставках, макетах, тренажерах и т.д.. Максимальная наглядность при изложении нового материала способствует  пониманию и усвоению вопросов темы, развивает  способность сравнивать, анализировать, а, следовательно, самостоятельно делать выводы.

Изложение отдельных вопросов при  самостоятельной работе  с книгой   при этом виде занятий  представляется  максимальная  самостоятельность, однако  преподаватель  не должен   пускать на самотек изучение нового материала.

Основные требования при объяснении нового материала 

При объяснении нового материала должны  выдерживаться основные требования (см выше). Большим недостатком в работе преподавателей является то, что обучающийся часто записывает новый материал под диктовку.

Причин «диктовки», как правило, бывает несколько. Чаще всего это происходит  из-за отсутствия  опыта работы преподавателя, здесь необходимо отметить два аспекта:

  • нет наглядных пособий  или они несовершенны, а недостаток  методического мастерства не позволяет их разрабатывать или устранить их нехватку работой у доски;
  • при наличии  наглядных пособий отсутствие должного опыта приводит к неумению четко сформулировать мысль для самостоятельной записи обучающихся.

В любом  случае преподавателю «легче» продиктовать учебный материал по учебнику или конспекту, поэтому  группы вынуждены записывать  его «на слух».

Часто даже  преподаватели с большим стажем работы не придают должного значения  самостоятельной  работе студентов на занятии, поэтому им не прививаются  навыки четких и быстрых записей за преподавателем.

Не редки случаи, когда преподаватель, отработавший не один год, выработал уже свой «стереотип»,  диктовка учебного материала стала неотъемлемой частью  его методики и он, к сожалению, не собирается ее менять. Это усугубляется  неумением  самостоятельно работать  тех, кто учится.

В какой бы группе не работал преподаватель, нельзя допускать, чтобы это стало системой. Безусловно, ряд положений  (определения, выводы и т.д.) необходимо записывать в тетрадь со слов преподавателя, но превращать урок  в диктант нельзя!  С первых же курсов надо учить делать записи за преподавателем (конспектировать), поясняя значение этой работы, добиваясь сознательного отношения к учебе, закрепляя эти навыки.

Наглядность преподавателя является одним из главных факторов, обеспечивающих  хорошее понимание и эффективность усвоения учебного  материала. К сожалению, значительное число преподавателей не придают  должного внимания разработке и внедрению лучших методик применения различных наглядных  пособий.

Большой  трудностью в работе преподавателя (особенно спецдисциплин) является  неумение отобрать главное из имеющихся пособий (при наличии их большого количества –схем, плакатов и т.д.), преподаватель вывешивает все пособия  в начале занятия, что акцентирует внимание на том,  что нужно  в данный момент, а не «всем  сразу» — нарушается  принцип  оптимальности.

Большую группу наглядных пособий для ряда технических   дисциплин  составляют схемы, чертежи (эскизы) различных процессов, аппаратов и т.д.. Они  выполняются  в различных вариантах и оформлении.

Большой ошибкой молодых преподавателей при объяснении нового материала является желание дать как можно больше информации (сами не знают, какая информация  основная, какая второстепенная), не выделяя главного. Это приводит  к перегрузке занятия. Квалификация преподавателя заключается  в том, чтобы из большого  объема информации выделять  основное, на чем базируется  изучение смежных и профилирующих дисциплин,  а также то, что составляет основу для будущей специальности.

Представляется  целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы  обучения на примере методики объяснения  нового материала, т.к. их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически»  отражается  и на других  смежных и профилирующих предметах, а также на  том, что составляет основу  будущей специальности.

Представляется  целесообразным рассмотреть некоторые принципы  и методы  обучения на примере методики объяснения  нового материала, так как их нарушение  на данном  этапе работы, как правило, «автоматически» отражается  и на других  стадиях деятельности обучаемых (опрос, самостоятельная  работа, закрепление нового материала и т.д.).

Одним из самых «древних» инструментов преподавателя является доска и мел, что, к сожалению, не все преподаватели  умеют правильно использовать.

Преимущество этого метода для реализации принципа  наглядности очевидно, так как  у доски  можно работать с максимальной пользой. При работе  обучающегося, например, в процессе зарисовки аппаратурной  технологической схемы, он  приобретает  профессиональное умение. При изображении того же  преподавателем он последовательно за ним чертит в конспекте, т.е.  умение может  хорошо закрепиться  и перейти в навык. Если такая работа практикуется постоянно как в аудитории, так и дома, то в результате могут создаваться  «альбомы» (или тетради) наглядных пособий, которые можно использовать и для экзаменов.

На доске некоторые преподаватели успешно применяют метод «аппликации», заранее вырезанные контуры аппаратов (лучше  сделать их цветными) прикрепляются в порядке, определяемом технологией,  а потоки можно изобразить  мелом или проволокой. В обоих случаях  доска позволит  предусмотреть  для решения конкретных производственных вопросов «умышленные» ошибки, аварийные ситуации, их быстрое исправление, что на обычных плакатных схемах сделать значительно труднее.

Освоение предмета иногда приходит довольно быстро, но в совершенстве «владеть» предметом не удается, как правило, ранее, чем за три года для дисциплин средней трудности. Понять и реализовать  методику  обучения для одних преподавателей легче, для других труднее. Часто молодой преподаватель на  практике осваивает элементы методики обучения уже за год, а некоторые отказываются от этого довольно быстро, понимая, что это «не под силу».

Совершенствовать же методику, учиться у своих коллег, работать самостоятельно над своими  проблемами надо постоянно —  в этом  огромная ответственность,  трудность и радость педагогической работы!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Архивы

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31