Как подготовить высококвалифицированного рабочего.

IMG_8969

На уроке по специальности

 А.Н.Быстрова. Как подготовить высококвалифицированного рабочего. (из опыта работы мастера производственного обучения.)

Главная задача системы профессионального образования – подготовка высококвалифицированных рабочих для современного производства.

          Основа обучения молодых рабочих производительному труду - это одухотворить труд, раскрыть его эстетические начало. Особенно важно это для учащихся, готовящих себя к трудовой деятельности.

         «Человек по натуре своей художник» писал А.М.Горький. Он всюду так или иначе стремится  «вносить в свою жизнь красоту», но эти качества вырабатываются в процессе обучения, воспитания и трудовой деятельности.  Поэтому у учащихся необходимо воспитывать осмысленный, сознательный подход к труду, понимание общественной значимости выполняемой работы, побуждать творческое отношение к делу.

          С первых дней нужно развивать у учащихся эстетические чувства в труде: учить аккуратности, заботливому отношению к оборудованию, высокой культуре, точности, качественному исполнению и чувству красоты. В центре воспитательной работы должно стоять трудовое воспитание. С первых дней практики внушаю учащимся, что труд – основной источник материального и духовного богатства, говорю о том, что честный труд в почёте, а высокопроизводительный вдвойне, что нужно каждому развивать инициативу  и творчество в работе. В процесс воспитания у учащихся положительного отношения к своей профессии стремлюсь на личном примере показать, что я люблю свою профессию,  и выполняю, в присутствии учащихся, необходимые приёмы и операции.

           Учу учащихся, в первую очередь, правильно организовывать рабочее место, соблюдать правила техники безопасности сан.гигиены, умело пользоваться  инвентарем, инструментами, прививаю необходимые умения и навыки в процессе показа приготовления различных блюд.

          Я не стремлюсь  от учащихся добиваться того, чтобы они делали  в точности как я, это лишает  ребят творческого поиска, особенно когда дело касается  украшения блюда или изготовление изделий из теста.    Это хорошо, когда у ребят появляется фантазия, это увлекает, вызывает деловой азарт и, соответственно, прививается любовь к труду.   Успех обучения и воспитания зависит от интереса: чем чаще учащихся испытывает чувство радости от успешно выполняемой работы, тем сильнее его вера в собственные силы и желание овладеть профессией.

          Чтобы укрепить   учащихся в своих силах,  необходимо развивать у него чувство собственного достоинства, уважение к самому себе. В процессе производственного обучения стараюсь воспитывать у них высокие моральные качества. На каждом уроке я  ставлю воспитательную цель, индивидуально подходящую каждой теме, например: повысить производи-тельность труда, экономить электроэнергию, воду, научить опыту новаторов производства и т.д. Стараюсь довести до сознания, для чего нужно соблюдать режим экономии продуктов, сокращать процент отходов.

          Если  сумел передать знания учащимся, значит сумел привить и положительные моральные качества. Эти качества прививаю с самого начала учебного года, показываю новичкам приёмы работы по нарезке овощей, предупреждаю, как правильно держать нож, чтобы не было травматизма, слежу за осанкой учащихся.    Учащиеся с большим интересом смотрят, как красиво и быстро получается нарезка овощей, это их увлекает и уже зарождается искорка любви к профессии. Демонстрация профессионального мастерства является переломным моментом в отношении учащихся к своей будущей работе. Такое увлечение, как правило, остаётся на весь период учёбы, а у многих на всю жизнь.

          Особая роль мастера в обучении и воспитании учащихся заключается в том, что он ведёт закреплённую группу от начала до выпуска, имеет дело с небольшим коллективом.  Мастер хорошо знает учащихся на уроках производственного обучения полнее и глубже изучает нравственные, волевые и другие качества личности своих воспитанников, их склонности, способности, отношение к профессии, товарищам. Учащиеся, в свою очередь, тоже изучают мастера, присматриваюся к нему. Для того, чтобы успешно формировать у подростков профессиональное мастерство и высокие моральные качества, мастер должен пользоваться авторитетом  у учащихся.

          Авторитет мастера – добровольное признание учащимися  превосход-ства его личных качеств, общих профессиональных знаний и умений, его общей культуры.  Сила авторитета заключается в том, что добровольное признание, превосходство мастера учащимися предполагает и добровольное ему подчинение.  У авторитетного мастера не стоит вопрос о дисциплине, учащиеся сами поддерживают её, сами борются с недисциплинированностью в своей среде. Его похвала  и одобрение доставляют радость учащимся, укрепляют веру и силу в свои способности,  побуждают их к добросовестному труду и примерному поведению.

          Выходу учащихся на производственное обучение  должно предшествовать заключение договора между училищем и предприятием об организации производственного обучения и проведение беседы мастера с учащимися группы.  В ходе беседы разъясняю задачи, стоящие перед ними в период  производственной практики, даю краткую характеристику предприя-тию, где они будут проходить практику, работать, рассказываю о режиме работы предприятия.  В конце беседы особое внимание обращаю на правила безопасности труда, рассказываю о  порядке ведения дневника. Записываем форму дневника.  В конце беседы  назначаю место и время сбора для оформления учащихся на предприятие.

          В период производственного обучения я осуществляю контроль за обучением и принимаю необходимые меры для успешного выполнения программы практики каждым учащимся, слежу за рациональным использованием учащимся времени, отводимого на производственную практику, помогаю учащимся, в случае затруднения, стать хорошим специалистом, перенять опыт лучших производственников, освоить современные технологические процессы, применяемые на производстве.  Это является одним из важных условий при получении профессионального образования.

Основными задачами, производственного обучения на предприятии является:

     - закрепление и совершенствование умений, приобретённых в учебных лабораториях училища;

     -  практическое освоение современного оборудования, передовых приёмов труда и опыта новаторов производства;

     - совершенствование навыков, развитие у учащихся профессиональной самостоятельности, чувства высокой требовательности к себе, ответственности за порученное дело;

- приобщение учащихся к жизни предприятия, накопление практического опыта на предприятии.

   Такое важное качество для будущего квалифицированного рабочего,  как профессиональная  самостоятельность формируется в процессе обучения на предприятии.  Правильно организованная практика позволяет воспитать у учащихся любовь к избранной профессии, чувства гордости за принадлежность к рабочему классу.  Формируется не только трудолюбие, но и такие качества как организованность, дисциплинированность, товарищеская взаимопомощь, чувство профессиональной гордости, коллективизм.

          Заканчивая,  хочу сказать, что важно, чтобы учащиеся с самого начала получили правильное представление о труде, они должны твёрдо усвоить, что процесс труда не всегда удовольствие, но результат частного труда на общее благо всегда приносит удовлетворение, что  всякий труд является непреложной общественной необходимостью, требующей от каждого большой физической и умственной энергии, дисциплины и ответственности. Трудовое воспитание должно стоять на первом месте при обучении учащихся рабочей профессии.

(из опыта работы мастера производственного обучения.)

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *