А.Ю.Михайлов .Психологические основы восприятия.


Калининградский государственный технический университет

В психологии к познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, воображение и представление. Важнейшей функций познавательных процессов является необходимость сообщить субъекту сведения об окружающей действительности с помощью наглядных средств и наглядных методов обучения и выявить процессы, происходящие в мозгу у взрослого человека. Фундаментом всех познавательных процессов являются ощущения. Ощущать – это значит ориентироваться в самых простых, самых элементарных и в самых непосредственных свойствах окружающей жизни. Под ощущением следует понимать такой психологический процесс, который позволяет выделять элементарные, простые, самые непосредственные маленькие «кирпичики», из которых складывается окружающая действительность: звуки, цвета, запахи, тактильные и температурные ощущения [1]. И хотя в каждом ощущении мы воспринимаем лишь одну сторону действительности (глаз воспринимает свет, ухо – звук, и т.д), есть одно очень интересное явление, называемое синтезия. Синтезия проявляется не у всех и не во всех состояниях, это явление ощущения одной модальности при действии раздражителя другой модальности [2]. Например, в живописи, в архитектуре, дизайне присутствуют такие выражения, как холодный и тёплые цвета. Это не случайно, потому что мы воспринимаем цвета как тёплые и как холодные, в каком-то условном смысле. Именно это и есть явление синтезии, в большинстве случаев в повседневной жизни оно обнаруживается очень слабо, но оно есть у всех. Обычно синтезию рассматривают как сочетание звука и цвета (цветомузыка), но могут встречаться и другие виды, как например, дегустация (вкус – цвет, и т.д). Сочетание слова и абстракции позволяет представить себе объект в целом, есть не что иное, как синтезия. И в то же время, если «…дитя же и вовсе мыслит формами, красками, звуками, ощущениями…и тот напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы заставить её мыслить иначе». [3]. То цветовые восприятия взрослого человека, в сочетании со звуком (словом), например при рассмотрении учебного материала на лекции в виде слайдов отличаются от детского восприятия. Для взрослой аудитории излишне оформлять слайды яркими цветами, вводить световые и другие эффекты, всё это не только отвлекает от учебного материала, но и быстро утомляет слушателей. Вторым важным явлением ощущения является сенсибилизация. Под сенсибилизацией понимают изменение порога ощущения под влиянием других ощущений или при упражнении. Время от времени порог чувствительности каждого человека изменяется, он может лучше или хуже видеть, обладать в большей или меньшей степенью наблюдательностью, зоркостью, иметь различные пороги слышимости и т.д. Почему для нас так важен факт сенсибилизации? Потому что в педагогической деятельности с точки зрения психологии следует учитывать то обстоятельство, что мы не ощущаем того, что нам не нужно. Именно здесь проявляется такой феномен как мотивация или её отсутствие к учёбе. Но если нечто становится для нас практически значимым, то чувствительность резко повышается, будь то зрение, слух, обоняние и т.п. [2]. Именно это обстоятельство на наш взгляд, является непременным условием того, что лекционный материал по специальным техническим дисциплинам должен быть построен именно на общих положениях (идеях), гипотезах, предположениях – и ни какой конкретики, детализация при изучении какого-то явления на лекции, особенно при больших потоках просто губительна и неминуемо ведёт к провалам. Детальным изучением какого-то свойства или явления следует заниматься на практических, лабораторных занятиях с использованием наглядных средств и наглядных методов обучения, или при выполнении проекта. Если ощущения дают представление об окружающей действительности вообще, то восприятие позволяет получить целостное представление о вещах.

Под процессом восприятия понимается такая способность человека, которая отражает вещи в целостности этих свойств. Каждая вещь обладает определённым цветом, формой, размерами, запахом и т.п. Даже на определённом расстоянии мы можем утверждать; что кирпич – плотный, керамический, красноватого цвета, полнотелый (или пустотелый), прямоугольный и т.д., песок – рыхлый, серого цвета, влажный, а утеплитель – мягкий, хотя мы эти материалы не щупали, но знаем по опыту. Здесь происходит явление, при котором каждую вещь мы отражаем в нашем сознании в целостности свойств на основе личного опыта, это и есть восприятие. Восприятие обладает основными качествами: предметностью, структурностью и осмысленностью [2]. Предметность позволяет расчленять вещи, давать им определённость, структурность позволяет воспринимать предметы схематично (схема загружения балки равномерно-распределённой нагрузкой, кинематическая схема передачи вращения от коробки передач к колёсам т.п.). Структурность – важнейшая характеристика восприятия. При показе, например, картинки скатной крыши, или демонстрации её модели, мы не различаем фактурность вещи, а берём её схематично. Схватывается структура, а не детали, не фактура и не внешнее выражение данной структуры. Воспринимая вещи структурно, схематично, мы воспринимаем их такими, как они есть. Подавляющее большинство людей относится к обычному типу, с обычным восприятием, но довольно часто встречается такой тип людей, у которых схематичность восприятия доходит до чрезмерности, которых в жизни называют педантами или занудами. Именно такой человек может рассказать о каком-то событии или явлении в деталях и красках. Обычно психологи классифицируют такой тип как людей, у которых не всё в порядке со структурностью. Мы воспринимаем вещи не просто как вещи, а с определённой степенью схематичности. Умение гибко переходить от одной схематичности к другой – важнейшее качество нашего восприятия. Ещё одним важным качеством является осмысленность, это нечто совпадающее с предметностью. Если мы говорим, что это кирпич пустотелый, то подразумеваем, что он может быть использован при каменных работах, а именно при кладке стен и перегородок. Но пустотелый кирпич нельзя использовать при устройстве дымоходов, то здесь имеет место осмысленность применения такого строительного материала как кирпич. Осмысленность, это восприятие вещи, слитое с пониманием способа её употребления. У детей восприятие образа до определённого возраста не осмысленно, а у взрослых порой не достаёт осмысленности. В определённых ситуациях при принятии решения человек действует быстро и однозначно. В таких случаях имеет место развитая осмысленность восприятия, человек не только видит ситуацию, но и способ действия в ней. Это характерно для управленцев высокого уровня и действиям подготовленных специалистов в различных аварийных ситуациях. Речь идёт о воображении и представлении, которое воссоздаётся в мозгу человека при помощи наглядных образов, формируемых наглядными средствами и методами обучения.

По нашему мнению восприятие непосредственно связано с одной из форм скрытого управления, в которой процесс обучения выступает как в целом, так и в частности, преследующего вполне благородные цели. Позитивность данного утверждения состоит в том, что здесь выигрывает и инициатор (преподаватель) и адресат (студент). В психологии давно установлен факт, что в каждой группе людей обязательно есть лицо, которое влияет на других, причём часто незаметно, и другие бессознательно подчиняются ему. Одной из задач преподавателя является не только выявление такого лица или лиц, но и всестороннего изучения психо-физиологических особенностей личности студента, для использования в своей работе, если преподаватель заинтересован в результатах своей работы[4]. Модель скрытого управления происходит по схеме:

Сбор информации об адресате, обнаружение мишеней воздействия, аттракция, побуждение к действию и выигрыш воздействия.

Сбор информации производится с целью обнаружения возможностей, реализуемых в образовательном процессе. Под мишенями воздействия оказываются те особенности личности, стимулируя которые инициатор добивается положительного результата в обучении. Аттракция (притяжение) имеет целью создание условий для привлекательности, позитивного восприятия адресатом (студентом) инициатора (преподавателя). Побуждение к действию обычно является результатом всех описанных действий.

Одним из важнейших этапов сбора информации является выявление у адресата ведущей репрезентативной (представляющей, отображающей) системы. По этому параметру большинство адресатов можно разбить на три типа: аудиалов, визуалов и кинестетиков. Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная или кинестетическая. Обычно в каждом из нас представлены все типы в определённом соотношении, но нередко один из них является доминантным, который человек и старается преимущественно использовать. Спектр физического мира, доступный человеку для восприятия при помощи какого-либо из органов чувств, называется модальностью. Для выявления репрезентативной системы адресата существуют определённые приёмы. Суть которых сводится к тому, чтобы замечать, как человек мыслит в определённый момент. Определённые сигналы можно получить из речи адресата, его дыхания, движения глаз, особенностей голоса, жестов и тестирования. К визуальному типу относятся люди, мыслящие зрительными образами. В их воспоминаниях больше присутствует зрительных деталей, чем ощущений или звуков, они охотнее расскажут о том, как выглядит тот или иной объект, чем повторят услышанный рассказ о данном объекте. При этом различают различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Во время прослушивания серьёзной для себя информации они, как и аудиалы, могут не смотреть на собеседника, но при этом могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. Визуала легко можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса). По некоторым данным психологов к визуальному типу относится около 35% людей, имеющих визуальную систему в качестве ведущей. Визуальный тип отличается тем, что беседуя, человек жестикулирует, как бы изображая то, о чём говорит. В разговоре часто употребляет слова: «Представьте себе», «Посмотрите…», «Обратите внимание», «Мы рассмотрим ваш вопрос» и т.д. У таких людей очень развито зрительное воображение. Можно предположить, что наглядность в обучении в первую очередь направлена именно к визуалам. Люди с аудиальной системой умеют выделять более тонкие отличия в звуках, чем в картинках или ощущениях. Они могут более точно вспомнить слова, услышанные на лекции или презентации, но им значительно труднее вспомнить, например, во что был одет лектор, какого цвета на нём был костюм или воспроизвести свои переживания и чувства. Аудиалы легко отвлекаются на посторонние звуки, так как их фильтр восприятия больше ориентирован на слушание, чем на наблюдение и ощущение. Аудиальный тип людей любит употреблять выражения: «Послушайте», «Это звучит так», в разговоре редко смотрит собеседнику в глаза. Когда люди извлекают из памяти информацию об ощущениях, то здесь речь идёт о кинестетиках. Они предпочитают «почувствовать» что-то, а не слушать об этом или не видеть. Кинестетика подразделяется на внешнею и внутренную. Внешняя кинестетика включает в себя тактильные ощущения: влажность, температуру, прикосновение. Внутренняя кинестетика включает эмоции, вспоминаемые чувства и внутренние ощущения. Кинестетики часто употребляют слова, связанные с теплом-холодом, лёгкостью-тяжестью и т.д. Кинестетик, приобретая товар, изучая объект, обязательно потрогает его, для него более важным является личное ощущение, чем словесное или визуальное восприятие. Около 45% людей относятся к кинестетическому типу восприятия, и с этим фактом нельзя не считаться при обучении [4].

Некоторыми исследователями выделяется ещё один тип людей-дегиталы. К этому типу, как правило, относятся аналитики, программисты, юристы, финансисты и шахматисты. Для них очень важным является внутренний диалог, это мыслители. Дегиталы проявляются словами связанными с информацией, интересами, понятиями. Их любимыми выражениями могут быть: «Понимаю», «Интересно», «Проанализировать», «Следовательно», «Знаю». Умение распознавать и определять роль ведущей репрезентативной системы студентов технического ВУЗА нам представляется весьма важной задачей при проектировании и использования наглядности в обучении. Ведь не зря, же основатели нейролингвинистического программирования Р.Бэндлер и Д. Гриндер утверждали, что на 95% работа состоит по сбору информации, и лишь 5% приходится на непосредственное воздействие [5]. Ярким примером обращения к покупателям шоколада Hershey,s рассчитанного одновременно и на аудиалов, и на визуалов, и на кинестетиков является рекламный слоган: «Вафли, шоколад – и вы почувствуете дух Америки. Арахис, карамель – и вы увидете, как выглядит Америка. Кокосы, миндаль – и вы услышите звуки Америки». Если, к примеру, учитель излагает учебный материал только в аудиальном ключе, в лучшем случае с мелом в руке для написания на классной доске, то ученикам-визуалам и кинестетикам трудно будет воспроизвести этот материал в аудиальных терминах. Так нередко появляются неуспевающие ученики и студенты. Как видим, проблема заключается не столько в ученике (студенте), сколько в преподавателе, а вернее в его методике обучения. Учитывая то обстоятельство, что преподаватели специальных дисциплин технического ВУЗА не имеют базовых знаний по педагогике и психологии, и чтобы быть увиденным, услышанным и понятым, ещё предстоит осмыслить данную проблему.

Литература:

1.В.В.Давыдов, Лекции по педагогической психологии, М., Академия, 2006.

2. В.В.Давыдов, Лекции по общей психологии, М., Академия, 2008.

3. К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.1, Под ред. А.И. Пискунова. - М., 1974.

4. В.П.Шейнов, Психо-технологии влияния, М., Аст, Минск, Харвест, 2005.

5. Р.Бэндлер, Д.Гриндер, Структура магии, том 2, электронная версия книги, www/landmagik.ru

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *