Черчение. План урока.

План проведения урока

Черчение,  9 класс.

Учитель черчения В.А.Переслегина

Тема урока:               Формообразование. Моделирование формы предмета.

 

Цель урока: Формирование знаний о формообразовании и моделировании формы предмета.Развивать статические и динамические пространственные представления, образное мышление.Воспитывать внимательность, прививать интерес к предмету, 

Оборудование урока:            плакаты, фотографии, карточки-задания, рисунки, чертежи, предметы быта.

На доске написаны понятия:

ФОРМООБРАЗОВАНИЕ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

БИОНИКА

ЭРГОНОМИКА

Эпиграф:

Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями.

                           Н.Рерих

Ход урока:

1 Организационная часть

- Проверка отсутствующих

- Разъяснение хода работы на уроке. Учитель объясняет, что на уроке ученики работают парами. По ходу урока учитель за правильное решение задачи выдаёт жетон, от количества которых зависит отметка ученика за урок.

2. Объяснение нового материала:

Учитель:  Все мы живём в мире форм. Наша планета  имеет форму шара (немного сжатого).Наша одежда, обувь, дома, машины – все они имеют только ему присущую форму. О формах говорят, что они красивы или безобразны, воздушно легки или тяжелы, статичны или  динамичны.

Сегодня мы познакомимся с процессом создания формы. При построении видов на чертежах мы с вами анализировали форму предметов, говорили о форме простых геометрических тел. Сегодня мы поговорим о формообразовании. Тема нашего урока:

«Формообразование. Моделирование формы предмета.» Эпиграфом к нашему уроку черчения я хочу взять слова Николая .Рериха:

«Творчество есть процесс, творчество есть овладение новыми возможностями»

Понятие «формообразование» используется в различных  сферах деятельности человека. Оно заключается в создании формы по определённым законам, нормам с использованием различных технологических способов (литьё, штамповка, металлообработка и т.д). Создание формы в дизайне, архитектуре – творческий процесс, заключающийся в разработке новой оригинальной удобной и красивой формы изделия, сооружения по законам композиции, технической эстетики, эргономики и т.д., создании удобных, красивых, совершенных изделий.

В черчении под формообразованием понимаются  процессы образования (создания новой, проектируемой формы) и преобразования (изменения существующей) формы объекта.

Для формообразования используют различные операции: приращения, удаление, чередование, симметрирование и др.

Давайте рассмотрим особенности каждой из этих операций.

ОПЕРАЦИЯ ПРИРОЩЕНИЯ

Попробуем это сделать на следующих предметах:

1. Табурет

Если к табурету прибавить спинку – мы получим  стул, если добавим ещё и подлокотники – получим кресло.

Итак, операция приращения заключается в соединении нескольких элементов в одно целое.

2. Стакан. Как можно изменить форму стакана, применяя операцию приращения?

3. На карточке – задании №1 изображено несколько деталей (или простых геометрических тел). Необходимо соединить эти детали(геометрические тела) , используя операцию приращения, так, чтобы получилась одна деталь.

ОПЕРАЦИЯ УДАЛЕНИЯ состоит в изменении формы посредством удаления из неё каких – либо объёмов. Очень часто на производстве для уменьшения массы в изделиях делаются выемки или отверстия (демонстрируется молоток для отбивки мяса, другие предметы домашнего обихода).

Задание №2. На карточке – задании изображена деталь и чертёж этой детали(берётся любая простая деталь).

Необходимо изменить деталь так, чтобы облегчить её форму . Выполнить чертёж детали

с уже удалённой частью.

ОПЕРАЦИЯ симметрирования заключается  в получении симметричной формы относительно одной или нескольких плоскостей симметрии

1. Задание №3(определить симметричны ли предметы)

2. Задание №4. Разрезать деталь на части и соединить её так, чтобы она стала симметричной.

ПРЕОБРАЗОВАНИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ И ОРИЕНТАЦИЯ ОБЪЕКТА В ПРОСТРАНСТВЕ

1. Задание №4.Мысленно повернуть деталь вверх ногами  и выполнить чертёж детали в новом  положении.

Учитель: Знаете ли вы, что самым древним и искусным мастером формообразования является природа. Природные формы и их конструкции хорошо приспособлены к окружающей среде, проверены веками на самые различные нагрузки: ветровые, снеговые и т.д. Ёщё за много лет до нашей эры первобытные люди делали свои жилища сходными с жилищами пчёл, муравьёв, гнёздами птиц. Леонардо да Винчи, изобретая летательные аппараты, наблюдал за полётом птиц и копировал форму их крыльев. Природные формы отразились и в золотых главах русских церквей, в нарядных шатрах дворцов (луковицы, маковки, бочки). В науке существует такое направление как бионика, которая восходит к греческому слову «жизнь». Почти всегда, перед тем как инженер, архитектор, дизайнер представит  людям своё «творение», он выполняет опытный образец своего изделия и проверяет его на стендах в лабораторных условиях, т.е. происходит процесс моделирования. Модели могут изготавливаться из бумаги, картона, древесины, глины и т.д.

В основе моделирования по чертежу лежит процесс чтения изображений. Сначала представляют форму изображенного объекта, затем выбирают материал и соответствующую заготовку , затем выполняют само изделие.

Задание №5. Сейчас мы попробуем   из базовых единиц меню  выполнить картинки-образы и придумаем им название.(можно использовать плоские фигуры- треугольники, круги,многоугольники,кубы и.д.) Поощряется  творческий подход к заданию.

3. Подведение итогов урока.

Учитель  анализирует работу групп и выставляют отметки с учётом полученных жетонов.

Особое внимание обращается на то как работали учащиеся парами.

4. Домашнее задание.

20,21 № 3 стр.88.(Черчение. Учебник под редакцией В.В.Степаковой)

 

 

 

 

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *