История ГБОУ НПО ПУ № 24 «Калининградская мореходная школа»

кмш

Символ мореходной школы

Сегодня, когда эта статья  опубликована, Калининградской мореходной школы больше нет.
Постановлением Правительства Калининградской области 21 мая 2012 года №344 "О ликвидации Государственного бюджетного образовательного учреждения начального профессионального образования профессионального училища №24 "Калининградская мореходная школа"  поставлена точка в истории училища.
Это боль и скорбь для всех работников, учащихся и выпускников училища. 65 лет училище выпускало специалистов для морского и рыбопромыслового флота,  хороших специалистов! Мы ищем бренд Калининградской области, но сметаем то, что строилось годами.  Мы все, кто когда-либо был связан с Мореходной школой СКОРБИМ! И ГОВОРИМ  ПРОЩАЙ!

СОЗДАНИЕ УЧЕБНО–КУРСОВОГО КОМБИНАТА

Рыбная промышленность – одна из важнейших отраслей пищевой промышленности, развивалась быстрыми темпами вместе с развитием промышленности страны.

Развитие рыбной промышленности области требует новых специалистов, а так же изменение системы подготовки кадров. Поэтому после проведенной большой подготовительной работы, приказом по Балтийскому Государственному рыбопромышленному тресту № 6 от 10 января 1948 года в поселке Мамоново при Балтийской моторно-рыболовной станции были организованы курсы по подготовке плавсостава с контингентом обучающихся 60 человек, в том числе 30 человек «судоводителей 20 р.т.» и 30 человек «судовых мотористов».

В приказе оговаривалось, что комплектование курсов производится из числа рыбаков-колхозников, имеющих образование 6-7 классов и плавательный ценз не менее 1 года.

В те далекие годы рыболовный флот только зарождался. Суда не выходили за пределы Балтийского моря. Промысел велся недалеко от берега и только в хорошую погоду. Учебно-курсовой комбинат в какой-то степени решал тогда задачу подготовки (обучения )судоводителей малотоннажных судов, механиков III разряда, мотористов.

О трудностях становления того периода говорит тот факт, что этим же приказом с Мамоновского рыбпромучастка выделялось в распоряжение курсов «…на организационный период…одна лошадь».

Спустя девять дней, 24 января 1948 года на курсах приступили к занятиям.

Так начало свою деятельность первое учебное заведение в нашей области и одно из первых в стране по подготовке кадров для вновь создаваемого рыболовного флота, ставшего впоследствии кузницей кадров командного плавсостава для флота рыбной промышленности, любовно называемой рыбаками «Мамоновской академией».

В трудных условиях послевоенного времени проводились первые занятия: отсутствовала учебно-материальная база, не было учебников по подавляющему числу дисциплин, не хватало угля для отопления помещений, с перебоями подавался электрический свет, плохо работал транспорт, связывающий поселок Мамоново с областным центром. Значительные трудности испытывали курсы с подбором квалифицированных преподавателей. Нередко один преподаватель вел занятия по 5-6 предметам. Не лучше дело обстояло с комплектованием курсантов, имеющих достаточное образование.

Приказом по Балтийскому Государственному рыбопромышленному тресту № 33 от 19 февраля 1948 года курсы плавсостава при Балтийском МРС в поселке Мамоново с 15 февраля были преобразованы в Балтийский учебно-курсовой комбинат с подчинением тресту.

С 1947 года в рыбную промышленность стали поступать суда типа СРТ (средний рыболовный траулер). В 1951году подобного типа судов насчитывалось 33. Это позволило начать освоение новых районов рыбного промысла.

В 1952 году наши суда выходят на промысел в Норвежское море, районом промысла становились воды Атлантического океана.

В 1956 году первые суда новейшей конструкции типа БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) проходят промысловые испытания в Северном море.

По состоянию на 1 января 1950 года в учебно-курсовом комбинате обучалось 167 человек, в том числе:

- штурман малого плавания – 21 человек;

- судоводитель 200 р.т. – 46 человек;

- судоводитель 20 р.т. – 18 человек;

- судовой механик – 82 человека.

Первые выпускники учебно-курсового комбината зарекомендовали себя с положительной стороны, успешно справлялись с возложенными обязанностями.

ОБРАЗОВАНИЕ ШКОЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВ КОМАНДНОГО ПЛАВСОСТАВА

С ростом рыбопромыслового флота, появлением новых, более современных судов типа СРТ (средний рыболовный траулер), пришедших на смену парусно-моторным шхунам, МРТ (малый рыболовный траулер) и РТ (рыболовный траулер), стала ощущаться нехватка командных кадров для промысловых судов данного тоннажа. Вот почему приказом №230 от 23 октября 1953 года Мамоновский учебно-курсовой комбинат был преобразован в школу усовершенствования кадров командного плавсостава флота рыбной промышленности. (Приказ не найден).

По существу, с преобразованием Учебно-курсового комбината в Школу усовершенствования кадров командного плавсостава, коренным образом менялась структура подготовки кадров, увеличивался контингент обучающихся, становился иным профиль подготавливаемых специалистов для флота рыбной промышленности. Вначале подготовка началась по восьми специальностям, а в дальнейшем была доведена до двадцати девяти. Велось обучение капитанов судов, штурманов дальнего плавания, штурманов малого плавания, старших механиков, механиков II и III разрядов, тралмастеров, рыбмастеров, электродионавигаторов, боцманов, машинистов рыбомучных установок и т.д. Одним из первых шагов по подготовке и освоению мирового океана явилась первая экспедиция, направленная уже в 1957 в район Центрально-Восточной Атлантики.

И в 1960 году выходит в рейс в районы Антарктической части Атлантического океана китобойная флотилия с портом приписки Калининград в составе китобазы «Юрий Долгорукий» и пяти китобойцев. Организуются научно-исследовательские и промысловые экспедиции в Индийский и Тихий океаны.

ВЫПУСКНИКИ – ГЕРОИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА

Из стен школа вышло много замечательных людей. Это Герои Социалистического Труда И.И. Алексеев, Г.А. Носаль, А.М. Пресняков, Г.К. Прокус.

Алексеев Иван Иванович. Родился в 1942 году в деревне Липово Кингисепского района Ленинградской области. В 1942 году ушел на фронт в войска ПЗО Северного флота. В 1948 году приехал в Калининград. Первые полтора года проплавал матросом, перегоняя рыболовные суда для будущего промыслового флота. В декабре 1949 года, окончив с отличаем УКК в городе Мамонове, получил свой первый морской диплом – штурмана малого плавания. В дальнейшем неоднократно учился на различных курсах на УКК и в школе. Работал капитаном на судах Управления экспедиционного лова. В 1951 году, в должности капитана СРТ – 367 И.И. Алексеев вышел в просторы Атлантики. Это была первая попытка лова сельди в зимние месяцы.

Для освоения круглогодового лова рыбы в Северной Атлантике в 1954 году он был награжден орденом Ленина. За высокие показатели в добыче рыбы в 1953 году И.И. Алексееву присвоено звание Героя Социалистического труда, его имя занесено в Книгу трудовой славы Калининградской области. (Приложение 8)

Большой вклад в развитие рыбной промышленности он внес и как первооткрыватель промысловых районов.

Носаль Григорий Арсентьевич родился в 1922 году. В 1941 призван в ряды Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, служил по 1951 год.

В рыбной промышленности работает с 1951 года, начинал 3-м помощником капитана в Управлении экспедиционного лова. В декабре 1951 года учился в Учебно-курсовом комбинате города Мамонова в группе штурманов малого плавания. После окончания был направлен на СРТ (средний рыболовный траулер) – 674. Был дублером капитана на БМРТ (большой морозильный рыболовный траулер) «Лермонтов» у И.И. Алексеева.

С 1970 года – капитан-директор РТМ-А «Аргунь».

Для того чтобы хорошо ловить рыбу капитану нужно умение. Капитан Носаль Г.А. хорошо знал океан, рыбаки говорили – «Как свой огород». Он знал районы промысла, знал, когда и где будет та или иная рыба. Он сутками стоял у приборов – делал все, чтобы не упустить малейшую возможность взять рыбу. Он умел увлечь работой людей, сам работал, не щадя сил.

В 1971 году за выдающиеся успехи в выполнении заданий восьмого пятилетнего плана Г.А. Носалю присвоено звание Героя Социалистического труда.

Пресняков Алексей Михайлович родился в 1930 году. Весной 1949 года начал трудовую деятельность в городе Калининграде в Управлении экспедиционного лова. В 1957 году окончил курсы мастеров добычи в Мамоновской Школе усовершенствования кадров командного плавсостава.

В сложных промысловых условиях на большом морозильном рыболовном траулере «Изумруд», под руководством А.М. Преснякова, добытчики освоили пелагический метод лова в Центрально-Восточной Атлантике. При работе в Юго-Восточной Атлантике впервые применили глубоководный лов макруруса

23 января 1974 года за большой вклад в увеличение рыбной продукции старшему мастеру по добыче рыбы большого морозильного рыболовного траулера «Хрусталь» было присвоено звание Героя Социалистического труда.

Прокус Георгий Константинович родился в феврале 1918 года. С 16-летнего возраста начал трудовую деятельность на рыбопромысловом флоте. В 1938 году был призван на Военно-Морской флот. С первого и до последнего дня Великой Отечественной войны находился на фронте, командовал бронекатерами Волжской, Азовской и Дунайской военных флотилий.

С 1951 года Г.К. Прокус работал в рыболовецком колхозе «За Родину» г. Светлый Калининградской области.

В 1957 году занимался на курсах штурманов дальнего плавания.

Отличительной чертой Г.К. Прокуса являлось большое трудолюбие, скромность, внимательное отношение к людям.

Имя Прокуса Г.К. занесено в книгу «Трудовой славы» Калининградской области, А также он является Почетным рыбаком колхоза «За Родину». В Калининградском мореходном училище были учреждены стипендии Прокуса Г.К.

В мае 1953 года за особые заслуги в развитии рыбного промысла и достигнутые высокие показатели в добыче рыбы Г.К. Прокусу присвоено звание Героя Социалистического Труда. Его имя носил на своем борту один из траулеров рыболовецкого колхоза «За Родину».

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПЕРИОД ШКОЛЫ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВ КОМАНДНОГО ПЛАВСОСТАВА

В 1961 году Мамоновская школа усовершенствования кадров плавсостава переезжает в Калининград, где ей передаются два здания бывшего военного городка № 13 по улице Литовский вал, 38 общей площадью 8968 кв. метров.

здание КМШ

здание КМШ

В 19 веке это была оборонительная казарма «Кронпринц», входящая в систему второго вального оборонительного обвода Кенигсберга. Строительные работы официально были начаты 15 октября 1843 года торжественной закладкой первого камня казармы, в 1849 году строительство было завершено. Сразу после постройки казарму заняли элитные части кёнигсбергского гарнизона. В ней размещался гренадерский полк №1, гренадеров которого в Кёнигсберге называли «кронпринцами». С 1890 года значение казармы как фортификационного сооружения падает, казематы перестраиваются под жилые помещения. После Первой мировой войны в оборонительной казарме располагались полицейский части. С 1933 года она стала местом дислокации кёнигсбергской полиции, военной казны вермахта, командования 1-й дивизии, складов и различных городских служб. В апреле 1945 года бои шли у стен казармы, и сама она находилась в окружении советских войск вплоть до общей капитуляции. После войны в казарме разместился штрафной батальон, принимавший участие в штурме Кёнигсберга. С 1950 года здесь находился учебный танкоремонтный полк, учебный автомобильный батальон, с 1961 года учебно-курсовой комбинат, затем – Калининградская мореходная школа.

В 1960 году Постановлением Совета Министров РСФСР объект был принят на охрану.

С 20 мая 1961 года начинается калининградский период деятельности Школы усовершенствования кадров командного плавсостава.

Переезд в областной центр способствовал более четкой организации и проведению учебного процесса в школе, облегчил отбор квалифицированных кадров, делал более прочной связь с рыбопромысловыми организациями. Улучшилась и учебно-материальная база.

Период деятельности школы с 1961 по 1967 годы можно по праву отнести к наиболее важным и результативным, когда во всей полноте раскрылись и использовались возможности курсовой подготовки специалистов командного и рядового плавсостава флота рыбной промышленности. Так, если в 1961 году было подготовлено 401 человек командного состава по девяти специальностям, то уже в 1963 году это количество было увеличено более чем в два раза. Промысловый флот получил 890 специалистов по 12 специальностям, в том числе 300 матросов 2 класса.

В 1963-1964 годах велась подготовка 200 специалистов для республики Куба. В 1966 году прошли подготовку по курсу Матрос 2 класса 20 граждан Демократической республики Вьетнам.

В 1966 году школу окончило 64 капитана и 130 рыбмастеров. А всего за 1966 год выпущено 1437 специалистов, в том числе 937 человек командного состава.

Самое большое количество командных кадров было выпущено школой в 1967 году – 1107 человек. В том числе: 27 капитанов (среди них Герой Социалистического Труда Г.К. Прокус, Н.И. Н.Г. Носаль), 29 штурманов дальнего плавания, 70 человек судоводителей до 200 р.т., 156 механиков II и III разрядов, 127 рыбмастеров, 79 рефмехаников, 57 электрорадионавигаторов, 75 гидроакустиков, 52 боцмана.

Во все возрастающем количестве школа выпускала матросов 1 и 2 класса. Так, за один лишь 1967 год, было подготовлено 150 человек матросов 1 класса и 450 человек матросов 2 класса.

В дальнейшем, начиная с 1968 года, количество выпускаемых специалистов командных кадров начинает резко уменьшаться, а количество специалистов массовых профессий – возрастать. Так, уже в 1968 году было выпущено 640 специалистов командного состава и 1110 человек специалистов массовых профессий, в том числе 625 матросов 1 и 2 класса.

За годы своего существования школа подготовила только командных кадров рыбопромыслового флота свыше 7000 человек.

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ПЕРИОД УЧЕБНО-КУРСОВОГО КОМБИНАТА

Приказом Калининградского производственного управления рыбной промышленности № 285 от 1 ноября 1967 года Калининградская школа усовершенствования командных кадров плавсостава была реорганизована в учебно-курсовой комбинат. Отныне прекращалась подготовка всех специалистов со сроком обучения более 6 месяцев, а упор делался на подготовку специалистов массовых профессий, в частности матросов 1 и 2 класса, боцманов, помощников рыбмастеров, помощников тралмастеров, газоэлектросварщиков, котельных машинистов.

С первых же дней своего существования учебно-курсовой комбинат начал подготовку специалистов, в которых промысловый флот испытывал постоянную потребность. Так, если в 1968 году матросов 2 класса было подготовлено 500 человек, то в 1969 году их уже было выпущено 1250 человек, а в 1970 году – 2000 человек – это самый высокий показатель за всю историю существования данного учебного заведения.

Общее количество специалистов массовых профессий, подготавливаемых в школе, росло из года в год. Так, в 1967 году было выпущено 510 специалистов, а в 1968 году – 1750, 1969 году – 2001, в 1970 году – 2315 . В этот период учебно-курсовой комбинат удовлетворил почти 2/3 потребности промыслового флота в специалистах массовых профессий.

 

ОБРАЗОВАНИЕ КАЛИНИНГРАДСКОЙ МОРЕХОДНОЙ ШКОЛЫ

 

Быстрыми темпами развивался рыбопромысловый флот. Современное промысловое судно – это плавучий завод, обслуживание которого требует от каждого члена экипажа самых разносторонних знаний и практического опыта. В шестидесятые годы как никогда возросла ответственность за качественную подготовку специалистов массовых профессий: матросов, боцманов, мастеров по добыче и обработке рыбы, судовых электриков, мотористов. Вот почему Министерство рыбного хозяйства СССР дало разрешение на открытие в Калининграде первой в стране мореходной школы по подготовке вышеперечисленных специалистов.

Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР № 288 от 13 августа 1969 года была образована первая в стране Мореходная школа.

 

Вот копия приказа:

 

МИНИСТЕРСТВО РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

Приказ № 288

«13» августа 1969 года

 

Об организации Калининградской мореходной

школы

 

В целях подготовки квалифицированных кадров массовых профессий для флота рыбной промышленности ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Организовать в г. Калининграде мореходную школу (ведомственное профессионально-техническое учебное заведение) по подготовке кадров массовых профессий ля флота рыбной промышленности.

2. Установить на 1969 год Калининградской мореходной школе план приема учащихся – 600 человек в два потока по 300 человек каждый.

3. Главному управлению рыбной промышленности Западного бассейна (т. Шинкареву):

а) произвести прием учащихся и обеспечить начало занятий первого потока с 1 сентября 1969 года;

б) определить своим приказом перечень специальностей и контингент учащихся по каждой из них, обеспечив окончание ремонта учебных и жилых помещений Калининградской мореходной школы к началу учебного года, оборудовать их мебелью, учебно-наглядными пособиями, жестким и мягким инвентарем, а также обеспечить курсантов обмундированием согласно плана приема учащихся на 1969 год;

в) утвердить штаты административно-хозяйственного и прочего персонала, а также смету на содержание Калининградской мореходной школы;

г) порядок материального обеспечения учащихся установить в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20 ноября 1948 года № 4320;

д) в срок до 1 января 1970 года закончить реконструкцию кухни-столовой в учебном корпусе учебно-курсового комбината и к 1 января 1971 года переселить из корпуса № 3-б военного городка №13 жильцов и лиц, проживающих в общежитии Калининградского морского рыбного порта и передать его на баланс Калининградской мореходной школы для использования под общежитие учащихся.

4. Планово-экономическому управлению (т. Гайдукову) по согласованию с Управлением кадров и учебных заведений выделить Запрыбе для организации Калининградской мореходной школы соответствующие лимиты по труду на 1969 год.

5. Финансовому управлению (т. Серяеву) совместно с управлением кадров и учебных заведений обеспечить финансирование Калининградской мореходной школы до конца 1969 года за счет ассигнований выделенных Министерству на финансирование бюджетных учреждений на 1969 год.

6. Главному управлению материально-технического снабжения

(т. Равенскому) оказать содействие к Запрыбе в обеспечении Калининградской мореходной школы мягким инвентарем, фирменным обмундированием и автотранспортом из расчета контингента курсантов 600 человек.

7. Управление кадров и учебных заведений (т. Смагину) обеспечить Калининградскую мореходную школу необходимой учебно-методической документацией (руководящими материалами, учебными планами, программами и т.п.)

8 Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Управление кадров и учебных заведений (т. Смагина)

 

п/п МИНИСТР РЫБНОГО ХОЗЯЙСТВА СССР А. Ишков

 

Проект приказа внесен Управлением кадров и учебных заведений и согласован с юридическим отделом и финансовым управлением.

Мореходная школа являлась закрытым учебным заведением полувоенного типа. Это было первое учебное заведение такого уровня. Затем по всей стране открыли еще 7 подобных школ.

После зачисления курсанта должны были произнести торжественное обещание, в котором они клялись быть достойными звания курсанта мореходной школы.

Со всей России приезжали специалисты, чтобы перенять опыт работы у наших специалистов.

Создана Мореходная школа на базе Калининградского учебно-курсового комбината и комплектуется в основном их юношей 17-25-летнего возраста. Обучение длилось 1 год. Учебную базу школы составили классы, оборудованные кабинеты, лаборатории и мастерские комбината, существовавшего на протяжении 22 лет. Калининградская мореходная школа получила хорошо укомплектованные кабинеты судовождения и судовых механизмов, радионавигационных приборов и сигнализаций, холодильно-компрессорных установок, такелажных работ и другие. В них было установлено много новых наглядных пособий. Все это способствовало значительному росту и укреплению учебно-материальной базы школы.

В «Калининградской правде» было дано объявление об открытии школы. Начальником назначили Еремина Никиту Федоровича, он оставался в этой должности до 1977 года; завуч – Яш Николай Сергеевич.

Для проведения занятий с будущими специалистами были привлечены опытные преподаватели учебно-курсового комбината. Более 15 лет, на тот момент, занимались подготовкой кадров для флота рыбной промышленности инженер-добытчик Н.А. Носков и инженер М.А. Грибцова, награжденные значком «Отличник социалистического соревнования рыбной промышленности» и медалью «За трудовую доблесть».

Морской практике обучали курсантов опытные преподаватели В.П. Сукач, Н.Ф. Еремин и вновь прибывшие с промыслового флота мастера производственного обучения В.Ф. Кузьмин, В.В. Нарвойш и др. Хорошие знания давали преподаватели К.Н. Халатова, Н.Ф. Овсянникова, Л.И. Гудинский, Г.Г. Харитонов, Н.С. Чеснокова, В.Р. Калачев, Л.В. Иванов.

Приступили к занятиям 29 сентября 1969 года следующие группы по специальностям:

- матрос 1 класса (группа С-1, мастер - Голубенко А.П.; группа С-2, мастер – Полищук Г.Г.; группы С-3, 4, 5, 6)

- моторист 1 класса (группа М-1, мастер – Климуть И.Н.; группа М-2, мастер Бирюков С.А.)

- рефмашинист ( группа Х-1, мастер – Хазов А.П.)

- судовой электрик (группа Э-1, мастер – Андреев Н.Н.)

- радиооператор (выпущено всего четыре группы: Р-1, мастер – Нехаев Д.И., Р-2, мастер – Гайворонский П.Д., 3, 4).

Много еще предстояло работы. Половина здания была разрушена. Курсанты сами занимались его восстановлением.

В школе не было столовой. Курсантов возили на стареньких автобусах четыре раза в день на ул. Карла Маркса для того, чтобы накормить. Автобусы часто ломались, и курсантам приходилось ходить пешком.

Летом 1970 года состоялся первый выпуск школы. Члены комиссии отметили высокий уровень теоретической и практической подготовки будущих мореходов. Началась многомесячная проверка выпускников школы жизнью.

В 1972 году коллектив Строительно-монтажного управления Калининградского производственного управления рыбной промышленности под руководством прораба Новожилова А.Е. закончил восстановительные работы в здании школы. В результате школа получила дополнительно 4681 кв. метр служебных, учебных и бытовых помещений.

В школе организовали свой оркестр, который выступал на различных концертах и всегда принимал участие в демонстрациях 1 мая и 7 ноября. Главный оркестр города замолкал. Все слушали выступление Калининградской мореходной школы.

Не было, практически, ни одного из судов Калининградского производственного управления рыбной промышленности, где бы ни трудились выпускники, которые в разные периоды окончили наше учебное заведение; и где бы ни плавали ее выпускники, какие бы они ни занимали должности, у каждого из них в душе осталось чувство благодарности и гордости за это учебное заведение, любовно называемое «рыбацкой академией».

Училище посетил заместитель Министра рыбной промышленности Лысенко.

К восьмидесятым годам Калининградская мореходная школа вышла за рамки областного значения. В ее стенах готовились специалисты флота для Литвы, Ленинградской области, Азово-Черноморского бассейна и др. Начальник училища Разиньков И.Я ездил в Сьерра-Лиона для обмена опытом.

С 1970 по 1983 годы школа выпустила 5836 учащихся

Обучение велось по  специальностям: радиооператор, судовой газоэлектросварщик, матрос I и II класса, моторист I и II класса, электрик, котельный машинист и др.

В 1991 году в Мореходной школе производится набор групп по специальностям повар, пекарь, кондитер. Специалисты этих профессий после окончания Калининградской мореходной школы могут идти в море.

В 1994 году (Постановление главы администрации Ленинградского района года Калининграда №317 от 23.02.94) зарегистрировано образовательной учреждение начального профессионального образования: Калининградская мореходная школа (ПТУ № 24). Учебное заведение переходит в ведомство Министерства образования и науки.

В 1999 году (Приказ №402 Управления общего, профессионального образования и науки администрации Калининградской области) Калининградская мореходная школа (ПТУ № 24) переименована в профессиональное училище № 24 «Калининградская мореходная школа» с 1 июля 1999 года.

В училище работали опытные преподаватели. Многие из них начинали спою преподавательскую деятельность еще с первых лет существования КМШ. Это И.О. начальника Петров А.А., мастер производственного обучения Гудинский Л.И., преподаватели Кузьмин В.Ф., Жданов С.С., Андреев Н.Н., методист Глазкова Л.И.. Людмила Ивановна работает с первого для открытия Мореходной школы. Вместе с завучем Яш Н.С. в 1969 году она составляла первое расписание школы.

В Мореходной школе обучаются по специальностям матрос, моторист, повар, пекарь, кондитер. В школе работает спортивный зал, один из лучших в области. На спортивной базе Калининградской мореходной школы проводятся многие областные соревнования. Проводятся концерты. Очень часто организуются различные профессиональные конкурсы.

За время существования Калининградской мореходной школы сменилось шесть руководителей.

1969-1977 годы – Еремин Никита Федорович

1977-1988 годы – Разиньков Иван Яковлевич

1988-2005 годы – Мазов Валентин Николаевич

С 2005 по 2007 год - исполняющий обязанности начальника ПУ № 24 «Калининградская мореходная школа» - Петров Анатолий Александрович.

С 2007 по 2011 годы – Мезенцев Валерий Владимирович.

С 2011 по 2012 год - исполняющая обязанности директора Переслегина Вера Анатольевна.

 

Учебной заведение располагает двумя учебными лабораториями, где проводятся практические занятия. Кроме того, ребята проходят практику на предприятиях общественного питания и морских судах.

В настоящее время в ПУ № 24 «Калининградская мореходная школа» учатся 375 учащихся.

Очень популярны в училище конкурсы профессионального мастерства, такие как «Лучший по профессии», «День осени», различные семинары-практикумы.

В настоящее время в училище ведется подготовка специалистов по следующим профессиям: Моторист судовой, Повар судовой, Машинист холодильных установок, Матрос, Моторист (машинист) рефрижераторных установок, Изготовитель хлебобулочных изделий. Так же осуществляется индивидуальная подготовка(курсы), переподготовка и повышение квалификации по всем морским рабочим профессиям.

Училище является единственным учебным заведением в области по подготовке младших специалистов для рыбной промышленности . Работодатели испытывают недостаток подготовленных молодых специалистов с креативным мышлением, нацеленных на инновации. Но это невозможно сделать без хорошей материальной базы и высокого профессионализма педагогических кадров

Училищем постоянно ведётся работа по анализу ситуации на рынке труда региона. Создана база данных, материалы которой позволяют отслеживать динамику востребованности рабочих мест на рынке труда. Проводимые консультации с работодателями выявили основные требования к работникам по профильным специальностям училища. Работодатели привлекаются к экспертизе учебно-программной документации, к участию в работе квалификационной комиссии по итоговой аттестации выпускников.

Состояние учебно-производственного и воспитательного процессов в училище показал, что прежние подходы к подготовке специалистов, востребованных на рынке труда уже не позволяют достичь высоких и стабильных результатов. Постоянно повышающиеся требования к выпускнику училища, как к работнику высококвалифицированного труда, заставляет учебные заведения менять формы и методы обучения, переходить от функционирующей системы обучения к развивающейся.

В ходе реализации плана работы за 2011 – 2012 учебный год:

· разработана нормативно-правовая база с соответствующими локальными актами и положениями;

· созданы условия по выполнению Устава образовательного учреждения и Федерального государственного стандарта;

· заложен фундамент знаний согласно учебных планов по основным дисциплинам, обеспечен уровень выполнения Федерального государственного образовательного стандарта, что дает возможность успешного продолжения образования выпускникам училища;

· активно применяются информационные технологии в процессе обучения и воспитания;

· внедрен банк тестовых материалов для мониторинга по усвоению программного материала по профессиям и предметам;

· улучшена материально-техническая база учебных кабинетов, библиотеки;

· реализовалась государственная политика требования законодательных и нормативных актов в области обеспечения безопасности ОУ, направленные на защиту здоровья и сохранения жизни обучающихся, во время трудовой, учебной и внеучебной деятельности;

· осуществлялось систематическое повышение квалификации педагогов и мастеров училища;

· реализовался план обучения педагогического коллектива училища современным информационным технологиям,

· осваивались современные компьютерные программы;

· развивалась маркетинговая служба училища; произошло расширение взаимодействия с Центром занятости населения г. Калининграда и области и другими организациями в плане прогнозирования рынка труда и обучения безработных на базе нашего ОУ..

Обеспечение качественными кадрами – важное условие для развития образования.

По данным на 1.01.2012 г. в училище работает 12 преподавателей и 13 мастеров производственного обучения.

Укомплектованность штата педагогических работников 100 %.

Возрастной состав педагогов и мастеров характеризуется следующим образом:

В возрасте до 30 лет – 5 %

до 55 лет – 27 %

пенсионного возраста – 68 %

Основной возраст педагогов от 55 лет.

Все это говорит о «старении педагогических кадров». С 2009 года по 2011 год прибыло всего 2 молодых специалиста. Дефицит кадров восполняется за счет увеличения нагрузки педагогов и мастеров п/о.

Высшее образование имеют 100% преподавателей. Высшее образование среди мастеров имеют 69%, среднее профессиональное-31%. Всего имеют квалификационную категорию 64% педагогов.

В 2010 – 2011 учебном году пдготовка рабочих кадров в ГОУ НПО профессионального училища №24 «Калининградская мореходная школа» проводилась по профессиям:

0.16  Моторист;

34.9   Изготовитель хлебобулочных изделий

30.13   Боцман

34.2   Повар, кондитер

 

музей КМШ

в музее КМШ

С 1 сентября2011 осуществлялось  обучение учащихся по профессиям:

180403.02   Матрос

151022.02    Машинист холодильных установок

100102.02    Повар судовой

180107.05    Моторист судовой

180107.04    Электрик судовой

Все профессии обеспеченны учебно-планирующей документацией, материально-технической базой и необходимыми педагогическими кадрами. В училище имеются технические средства обучения , в том числе :12 компьютеров для педагогов, компьютерный класс на 15 рабочих мест, 14 DVD-плейеров , 4 широкоэкранных телевизора, сканеры, мультимедийные проекторы с экраном и многое другое.

Новым шагом в развитии училища стало внедрение в образовательный процесс элементов модульного обучения, внедрение ИКТ. Информационные технологии, специализация образовательного учреждения и социальное партнёрство теснейшим образом взаимосвязаны. Информационные технологии предоставляют нам доступ к данным, позволяющим глубже понять наши возможности на образовательном пространстве. Они дают возможность действовать быстро, решать такие задачи, которые раньше были просто неподъёмными.. Большие перспективы открываются в использовании тренажеров по рабочим профессиям.

Производственную практику учащиеся проходят на предприятиях города и района. Всего свыше 33 баз практики, с которыми заключены договоры. Среди этих предприятий такие, как ООО «Виктория-Балтия», ООО «Седьмой континент»,Музей мирового океана, ЗАО РПК «Рыбфлот-ФОР», ООО «Балт-Шток», ООО «Лукойл» и др.

Сегодня заявки на потребность в трудоустройстве выпускников превосходят реальный выпуск примерно в 1,5 – 2 раза.

ученики

ученики КМШ

Наше профессиональное училище, используя разнообразные формы (через выпускников, отзывы судоходных компаний, совещания и семинары с руководителями предприятий и организаций морского транспорта) непрерывно ведёт работу по отслеживанию движения своих выпускников и вносит необходимые коррективы в содержание и методы обучения.

Приоритетные направления и формы воспитательной работы с учащимися.

Сегодня, в условиях социальной нестабильности, обострения национальных отношений, утраты духовных ценностей особенно значимой

становится роль училища, как гаранта мира и общественной нравственности. В связи с этим время ставит нас перед необходимостью пересмотреть свои взгляды на воспитательный процесс в общеобразовательном учреждении. Концепция воспитательной системы профессионального училища выстраивается с ориентацией на модель выпускника как гражданина-патриота, образованного человека, личность свободную, культурную, гуманную, способной к саморазвитию. Такой системный подход позволяет сделать педагогический процесс более целесообразным, управляемым и эффективным.

Цель создания воспитательной системы училища: создание единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности подростка через свободный выбор какого-либо вида деятельности, исходя из его индивидуальности.

вынос знамени

вынос знамени

Приоритетными формами и методами воспитательной работы в училище выбраны направления:

- ценности и нормы жизни;

- духовно-нравственное воспитание;

- патриотическое воспитание;

- личность и творчество;

- образование и культура;

- взаимопонимание и общение.

Воспитание учащихся осуществляется в процессе:

- проведения занятий общеобразовательного цикла;

- внеклассной работы;

- производственного обучения;

- внеучилищной деятельности, включая производственную практику;

- совместной деятельности социальных служб, администрации училища, юридических служб района, города, области.

В процесс воспитания включены социальный педагог, психолог, преподаватели и мастера производственного обучения училища. Работа ведется планово, с обязательной отчетностью.

Важнейшие общеучилищные мероприятия, проведённые в 2010 -2011 учебном году:

1 сентября – День знаний.

День здоровья, Весёлые старты.

День учителя.

Тематические конкурсы (плакатов, фотографий, рисунков и т.д.).

Конкурс художественной самодеятельности среди учебных групп.

Тематические вечера: «Золотая осень», «Зимушка - зима», «Весенняя капель», «Здравствуй лето!».

Новый год.

14 февраля – День влюбленных.

23 февраля – День Защитника Отечества.

8 марта – Международный женский день.

1 апреля – День смеха.

Конкурс «Мисс «КМШ»

9 мая – День Победы.

Последний звонок.

Выпускной вечер.

Интеллектуальный турнир «Что? Где? Когда?» и «Брэйн-ринг».

Конкурсы профессионального мастерства.

Встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда.

Тематические беседы с представителями правоохранительных органов, службы наркоконтроля.

Встречи с представителями Русской православной церкви.

Кроме того, в училище ежегодно проводятся спортивные соревнования по волейболу, минифутболу, настольному теннису, баскетболу, легкой атлетике, боксу и бодибилдингу в которых учащиеся групп «Моторист (машинист) рефрижераторных установок» занимают как правило, высокие места.

По отдельному плану проводятся «классные часы» различной тематики и направленности.

Все мероприятия нацелены на воспитание самостоятельного, разносторонне развитого, культурного молодого гражданина. В училище созданы все условия для творческой самореализации каждого учащегося.

В училище регулярно проводятся тренинги, направленные на исключение антиобщественного поведения среди молодежи (антинаркотические, антиалкогольные), акция «Брось сигарету» или «День без никотина», проводятся профориентационные мероприятия с участием учащихся, «День открытых дверей». В течение учебного года проводятся конкурсы «Лучший по профессии» среди учащихся групп различных специальностей.

Общее число учащихся – победителей конкурсов, соревнований и т.п. за 3 года: районных (городских), областных, всероссийских, международных.

ученики КМШ

ученики КМШ

Международные конкурсы:

2009г. – Спортивно- интеллектуальная игра «Квест» - 8 чел. (команда);

2010 г. – Спортивно- интеллектуальная игра «Квест».- 1 чел. (команда);

2011 г. - Международный конкурс по профессии «Матрос» - 1 чел; конкурс по профессии «Повар» - 1 чел;

Районные – 8 учащихся (военизированная эстафета).

Городские - 11 учащихся (легкая атлетика, волейбол, настольный теннис).

Региональные – 2 учащихся (лучшие по профессии).

Развитие внебюджетной деятельности.

Серьезное внимание в училище уделяется развитию внебюджетной деятельности. Осуществляется подготовка, переподготовка(курсы) и повышение квалификации взрослого населения по профессиям рыбопромыслового и морского флота, а также для предприятий общественного питания за счет средств работодателей, органов по труду и занятости населения, собственных средств граждан. Заключены договора с Центрами занятости городов: Балтийск, Гвардейск, Гурьевск, Правдинск, «Научно-производственной фирмой «Г.Т.Инспект» г.Санкт-Петербург. Разработаны учебные планы и рабочие программы согласно требований международных конвенций. Заключён договор с ГИМС ГУ МЧС России по Калининградской области на обучение судоводителей судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, Калининградским областным союзом рыболовецких колхозов.

Развитие многовариантности и гибкости содержания обучения с учетом специфики работы предприятий, организаций и учреждений рыбопромыслового и морского флота, использование в образовательном процессе современных технологий и методов обучения позволило удовлетворить возросшие требования к качеству подготовки моряков без увеличения времени обучения. В результате количество желающих получить профессию по индивидуальной подготовке (курсы)за три последних года увеличилось в три раза.

В условиях перехода к рынку в системе начального профессионального образования первоочередное значение приобретают вопросы социально-экономического обоснования ее развития с точки зрения эффективности затрат и получаемых результатов.

По отчётным данным количество обучающихся взрослого населения увеличилось. В 2007 году прошли подготовку(курсы)490 человек, в2008 г. -514 чел., в2009 г. – 1035 чел, в 2010 - 860 человек Основные направления расходования средств, полученных от платных образовательных услуг: заработная плата и налоги – 55%; коммунальные услуги (электроэнергия, вода) – 12%; приобретение учебного оборудования, пополнение материальной базы – 25%. В условиях экономического кризиса это способствовало востребованности преподавательского состава, улучшению их материального благосостояния, возможности стабильной работы образовательного учреждения. Среднемесячная заработная плата сотрудников составила: 2007 год – 12000 руб; 2008 год – 14000 руб; 2009 год – 15000 руб; первое полугодие 2010 года – 17000 руб.

Тема работы училища:

«Формирование профессиональных компетенций учащихся посредством внедрения передовых педагогических технологий»

Цели:

Развитие профессиональных и социальных компетенций учащихся.

Развитие общеучебных умений учащихся.

Формирование духовно-нравственной личности, способной к саморазвитию, самосовершенствованию.

Задачи:

1. Непрерывно изучать, анализировать и прогнозировать требования социальных партнеров к качеству

образования.

2. Постоянно совершенствовать образовательный процесс путем внедрения инновационных

технологий

3. Развивать и повышать профессионализм педагогов и сотрудников, их компетентность в области качества обучения.

4. Повышать ответственность каждого сотрудника училища за качество образования.

Сотни выпускников получили хорошую базу знаний и продолжают свою учебу в средних и высших учебных заведениях, стали капитанами, старшими механиками на самых современных судах рыбопромыслового флота, успешно трудятся во всех районах Мирового океана, на предприятиях общественного питания Калининградской области.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
4 комментария
  1. вячеслав says:

    Учился в КМШ в 1979 году,группа «К-9»,может кто откликнется,мастер группы был Аксенов Георгий Константинович.Торопов вячеслав,mail — nemez-sar@mail.ru

  2. Сергей says:

    Уважаемая Ангелина, горю желанием найти ребят, которые учились со мной на курсе автоклавщиков в 1993 году, (особенно Владимира из Мордовии и его друга)…, хотелось бы адрес и телефон. Будьте добры…!

  3. Ангелина Андреева says:

    Мой дедуля преподавал в этой школе, Андреев Н.Н.

  4. Минигулов Ирик says:

    Да, очень жаль, что такую замечательную школу ликвидировали! Я сам учился в этой школе в 1983-1984 годах. Это была просто Сказка! Всю жизнь буду вспоминать родную Мореходную школу и ее замечательных преподавателей!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *