Изучение нового материала

на уроке

на уроке

Одним из главных элементов  занятий  разных видов является   изучение нового материала, который  включает  вопросы,  предусмотренные учебными  программами  по данной дисциплине.

Совершенствование методики  работы преподавателя  на этой стадии  формирует  у обучаемых  умение пользоваться приобретенными  знаниями для изучения  более сложных вопросов данной дисциплины,  а также  учебного материала  смежных и родственных дисциплин.

При изучении нового материала  должны  формироваться  базовые и профессиональные  знания,  а также вырабатываться  умения  будущего  специалиста, которые определяются  не только  учебными планами, но и новыми  требованиями  производства отрасли, развитием  науки и техники, технологии и экономики.

Самые большие затруднения  возникают  у преподавателей  на первых этапах  работы, когда приходится   осваивать  программу дисциплины,  отбирать  учебный  материал (иногда по разным источникам, а иногда по нескольким  дисциплинам).

Проводя первые занятия, посещая уроки  своих коллег, готовясь  к занятиям, преподаватель  (особенно с небольшим стажем работы) задает себе и своим наставникам  много вопросов: «Все ли сказано на уроке?»,  «Может, я даю слишком большую информацию?»,  «А так и я говорю?»,  «Успевают ли студенты за моим объяснением?», «Что делать, если я объясняю,  а они не слушают?»,  « Как заинтересовать их своим предметом?», «Как успеть больше на уроке?», «Что делать, если они за мной не записывают?» и  др.).

В процессе работы над новым материалом преподаватели специальных дисциплин испытывают ряд  трудностей прежде всего в связи  с тем, что они, как  правило,  не имеют педагогического образования, т.е. мало знакомы с методикой  преподавания или не знают  ее совсем.

Новый материал в плане занятия 

Молодой преподаватель, планируя занятие, порой пользуется только «классической» структурой урока:  опрос-объяснение-закрепление. Иногда  на семинаре слышишь вопрос: «разве можно менять порядок?»  (т.е. сначала объяснить новый материал, затем провести опрос  и т. д.).

Планирует занятие  преподаватель, а следовательно он сам решает, где  дать новый материал: в начале урока или  во второй  его части, в конце.

Место изложения нового материала  в плане зависит от:

  • вида учебного занятия
  • его цели
  • расписания
  • контингента обучающихся.

Объяснение нового материала 

основная цель:

  1. изучение оптимального  объема  материала
  2. формирование  умения  пользоваться  приобретенными  знаниями на практике
  3. формирование умений в соответствии  с квалификационной  характеристикой 

основные  трудности     

  1. преподаватели спецпредметов и общепрофессиональных  дисциплин (непедагоги)
  2. крайне мало литературы

 

формы, методические  приемы

  1. словесное изложение
  2. словесно-графическое изложение
  3. словесно-схематическое изложение
  4. изложение с максимальной  наглядностью
  5. самостоятельная  работа с литературой, раздаточным материалом  (самостоятельное изучение нового материала)

 

Требования  при изучении  нового материала

  1. научность
  2. доступность
  3. логическая последовательность
  4. рациональное использование времени на вопросы темы
  5. проблемность
  6. практическая направленность
  7. наглядность
  8. разнообразие приемов  и методов
  9. активная работа  «обратная связь»
  10. культура речи педагога

 

Основные требования при объяснении нового материала

 

При объяснении нового материала должны  выдерживаться основные требования. Большим недостатком в работе преподавателей является то, что обучающийся часто записывает новый материал под диктовку.

Причин «диктовки», как правило, бывает несколько. Чаще всего это происходит  из-за отсутствия  опыта работы преподавателя, здесь необходимо отметить два аспекта:

  • нет наглядных пособий  или они несовершенны, а недостаток  методического мастерства не позволяет их разрабатывать или устранить их нехватку работой у доски;
  • при наличии  наглядных пособий отсутствие должного опыта приводит к неумению четко сформулировать мысль для самостоятельной записи обучающихся.

В любом  случае преподавателю «легче» продиктовать учебный материал по учебнику или конспекту, поэтому  группы вынуждены записывать  его «на слух».

Часто даже  преподаватели с большим стажем работы не придают должного значения  самостоятельной  работе студентов на занятии, поэтому им не прививаются  навыки четких и быстрых записей за преподавателем.

Не редки случаи, когда преподаватель, отработавший не один год, выработал уже свой «стереотип»,  диктовка учебного материала стала неотъемлемой частью  его методики и он, к сожалению, не собирается ее менять. Это усугубляется  неумением  самостоятельно работать  тех, кто учится.

В какой бы группе не работал преподаватель, нельзя допускать, чтобы это стало системой. Безусловно, ряд положений  (определения, выводы и т.д.) необходимо записывать в тетрадь со слов преподавателя, но превращать урок  в диктант нельзя!  С первых же курсов надо учить делать записи за преподавателем (конспектировать), поясняя значение этой работы, добиваясь сознательного отношения к учебе, закрепляя эти навыки.

Наглядность преподавателя является одним из главных факторов, обеспечивающих  хорошее понимание и эффективность усвоения учебного  материала. К сожалению, значительное число преподавателей не придают  должного внимания разработке и внедрению лучших методик применения различных наглядных  пособий.

Большой  трудностью в работе преподавателя (особенно спецдисциплин) является  неумение отобрать главное из имеющихся пособий (при наличии их большого количества –схем, плакатов и т.д.), преподаватель вывешивает все пособия  в начале занятия, что акцентирует внимание на том,  что нужно  в данный момент, а не «всем  сразу» - нарушается  принцип  оптимальности.

Большую группу наглядных пособий для ряда технических   дисциплин  составляют схемы, чертежи (эскизы) различных процессов, аппаратов и т.д.. Они  выполняются  в различных вариантах и оформлении.

Большой ошибкой молодых преподавателей при объяснении и изучении нового материала является желание дать как можно больше информации (сами не знают, какая информация  основная, какая второстепенная), не выделяя главного. Это приводит  к перегрузке занятия. Квалификация преподавателя заключается  в том, чтобы из большого  объема информации выделять  основное, на чем базируется  изучение смежных и профилирующих дисциплин,  а также то, что составляет основу для будущей специальности.

Представляется  целесообразным рассмотреть некоторые принципы и методы  обучения на примере методики объяснения  нового материала, т.к. их нарушение на данном этапе работы, как правило, «автоматически»  отражается  и на других  смежных и профилирующих предметах, а также на  том, что составляет основу  будущей специальности.

Представляется  целесообразным рассмотреть некоторые принципы  и методы  обучения на примере методики объяснения  нового материала, так как их нарушение  на данном  этапе работы, как правило, «автоматически» отражается  и на других  стадиях деятельности обучаемых (опрос, самостоятельная  работа, закрепление нового материала и т.д.).

Одним из самых «древних» инструментов преподавателя является доска и мел, что, к сожалению, не все преподаватели  умеют правильно использовать.

Преимущество этого метода для реализации принципа  наглядности очевидно, так как  у доски  можно работать с максимальной пользой. При работе  обучающегося, например, в процессе зарисовки аппаратурной  технологической схемы, он  приобретает  профессиональное умение. При изображении того же  преподавателем он последовательно за ним чертит в конспекте, т.е.  умение может  хорошо закрепиться  и перейти в навык. Если такая работа практикуется постоянно как в аудитории, так и дома, то в результате могут создаваться  «альбомы» (или тетради) наглядных пособий, которые можно использовать и для экзаменов.

На доске некоторые преподаватели успешно применяют метод «аппликации», заранее вырезанные контуры аппаратов (лучше  сделать их цветными) прикрепляются в порядке, определяемом технологией,  а потоки можно изобразить  мелом или проволокой. В обоих случаях  доска позволит  предусмотреть  для решения конкретных производственных вопросов «умышленные» ошибки, аварийные ситуации, их быстрое исправление, что на обычных плакатных схемах сделать значительно труднее.

В зависимости  от расписания преподаватель планирует время изучения нового материала, например, если занятие по дисциплине запланировано последним, то переносить объяснение нового материала, тем более сложного, на конец  учебного времени нецелесообразно, т.к. степень его усвоения  резко снижается ( особенно, если это 4-ая пара, или даже 3-ья, но ей предшествовали трудные дисциплины-математика, физика и др.).  Лучшим  вариантом было бы вообще сократить объем  новой информации до минимума (или  не давать ее вообще), а распределить  учебное  время в целом  по теме таким образом, чтобы на данном занятии сделать  акцент на  повторение, провести практическое занятие, работу с книгой, деловую игру и т.д..

Заключение 

Преподаватель  спецдисциплин, осваивая  методику преподавания, должен помнить, что качество подготовки молодого специалиста  сегодня определяется  его профессиональной квалификацией и методическим  мастерством: «что» он знает  и умет, «зачем» это материал и «как» наиболее  эффективно обучать (методический треугольник). И наиболее трудным  в этой  цепочке является  - овладеть методикой преподавания.

Освоение предмета иногда приходит довольно быстро, но в совершенстве «владеть» предметом не удается, как правило, ранее, чем за три года для дисциплин средней трудности. Понять и реализовать  методику  обучения для одних преподавателей легче, для других труднее. Часто молодой преподаватель на  практике осваивает элементы методики обучения уже за год, а некоторые отказываются от этого довольно быстро, понимая, что это «не под силу».

Совершенствовать же методику, учиться у своих коллег, работать самостоятельно над своими  проблемами надо постоянно -  в этом  огромная ответственность,  трудность и радость педагогической работы!

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
One Response
  1. Олеся says:

    Здравствуйте Вера! С огромным удовольствием хочу вручить вам «Кубок признания» за то, что у вас такой интересный сайт. Я вижу, что вы добились немалых успехов, но все же… уж очень он мне понравился. Свой кубок забирайте здесь http://preobrazis4self.ru/?p=117. Удачи вам!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *