Кацер Н.С.«БЕРЕГИНЯ».Календарное планирование секции клуба.

масленица

масленица

Календарное планирование секции клуба:

«Наши Истоки».

«БЕРЕГИНЯ»

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: «Красноярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 7».

Календарное планирование секции клуба:

«Наши Истоки».

«БЕРЕГИНЯ»

На 2011 -2012 учебный год.

Руководитель секции: Кацер Н.С.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СЕКЦИИ: «Берегиня» на 2011 -2012 учебный год:

Воспитание духовности, формирование системы нравственно – эстетических, общечеловеческих ценностей.

Продолжать воспитывать интерес к народным традициям, обрядам, обычаям.

Формирование положительной мотивации к изучению русского фольклора.

Развитие познавательной активности детей путем знакомства с русскими народными сказками, былинами, народными песнями.

Расширять и обогащать кругозор детей.

Развивать внимание, память, воображение детей.

Приобщение детей к истории своего рода, семьи, края, страны.

Продолжить знакомство детей с народным и декоративно – прикладным искусством.

Расширять представления детей об истории возникновения разных промыслов.

Развивать двигательную активность детей за счет их участия в народных играх.

Режим занятий секции:

Занятия проводятся по подгруппам.

Понедельник – младшая группа (первый год обучения) 0 «А» и 0 «Б» – первая половина дня,

Занятия продолжаются 20 – 25 минут.

Вторник – старшая группа (третий год обучения) 2 «А» и 2 «Б» с 16.40 по 17.20

Занятия продолжаются 40 минут.

Четверг – младшая группа  (первый год обучения) 1 «А», первая половина дня.

Занятия продолжаются 20 – 25 минут.

К концу года дети первого года обучения будут знать:

1. Историю своей семьи, школы, города;

2.  Русские народные сказки: «Репка», «Машенька и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Колобок».

3.Смогут различать православные праздники и их обряды: «Крещение», «Пасха».

Народные праздники: «Святки», «Масленицу».

4.Потешки, прибаутки, дразнилки, колыбельные песни.

5. Декоративные росписи: «Дымку», «Филимоново».

Будут уметь:

  1. Выполнять росписи дымковской игрушки, филимоновской игрушки.
  2. Украшать бумажный силуэт русского сарафана орнаментом.
  3. Выполнять куклу – закрутку, куклу – пеленашку.
  4. Отличать народные игрушки от современных.
  5. Называть и показывать предметы старинного быта: веретено, деревянную посуду, самовар, вышивки.

К концу года дети третьего года обучения будут знать:

1. Историю предков, историю рода, края, страны.

2. Православные праздники: «Покров», «Косьмы и Дамиана», «Крещение», «Власьев день», «Платон да Роман – зимоуказчики», «Вербное  воскресенье», «Пасха», «Георгий – Победоносец».

3.  Народные поддевки, молчанки, голосянки, небылицы – перевертыши.

4. Народные промыслы и их отличия: «Городец», «Хохлома».

Будут уметь:

  1. Выполнять кукол – зерновушек.
  2. Изготавливать игрушки – жужжалки.
  3. Выполнять пасхальную роспись яиц.
  4. Различать степень родства: сват, свекровь, свекор, теща, тесть, свояченица.
  5. Называть и рассказывать о русских игрушках: «матрешке», «пеленашке», «закрутке».
  6. Выполнять росписи хохломской посуды.
  7. Самостоятельно драматизировать русские народные сказки: «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь».

Календарно – тематическое планирование работы с детьми первого года обучения:

№ п /п. Тема занятия. Содержание занятия. Время проведения. Место проведения.
1. Введение. Знакомство с планом секции. 2 неделя сентября. «русская изба».
2. Природа – сердечный друг. Познакомить детей с народными приметами. 3 неделя сентября. «русская изба»
3. Из рода в род. Изучение с детьми истории рода. 4 неделя сентября. «русская изба»
4. Быт русских людей. Знакомство с бытом и одеждой русских людей. 1 неделя октября «русская изба»
5. Кто мы и откуда. Продолжить знакомство детей с историей наших предков. Закрепить с детьми знания о национальной одежде. 2неделя октября Классная комната.
6. Ерофей – лешегон. Знакомство детей с фольклорным персонажем – лешим. 3 неделя октября Игровая комната
7. Русские народные игрушки: куклы – пеленашки. Научить детей изготовлять народную игрушку. 4 неделя октября «русская изба»
8. Русские народные игрушки: «Филимоновские свистульки». Знакомство с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления детей о народной игрушке. 3 неделя ноября «русская изба»
9. Зимняя Матрена: «Ой, стучите в чашки, ложки в гости к нам идут матрешки». Закрепление с детьми знаний о народных праздниках. 4 неделя ноября Игровая комната.
10. Разные маски у народной сказки: «Три медведя». Продолжить знакомство детей с русским народным фольклором. 5 неделя ноября « русская изба»
11. В тереме расписном я живу, к себе в избу всех гостей приглашу. Дать детям понятие о срубе и избе. 2 неделя декабря «русская изба»
12. Печка – матушка накормит и обогреет. Продолжить знакомство со славянским бытом, рассматривание посуды, кухонной утвари. 3 неделя декабря «русская изба»
13. Кто за печкою живет, тот и дом всегда ведет. Продолжить знакомство с фольклорными персонажами: домовым и кикиморой. 4 неделя декабря «русская изба»
14. Спиридон – Солнцеворот. Зима на морозы, год на лето. Знакомство детей о зимними обрядами. 25 декабря Школьный двор.
15. А на святках все поют колядки. Выучить с детьми колядки.Продолжить знакомство детей с народными гуляниями. 3 неделя января Игровая комната
16. В гостях у народных умельцев. Знакомство народными промыслами: «Дымка». 4 неделя января «русская изба»
17. А мы с ложками да колокольцами. Ознакомление детей с русскими народными инструментами. 1 неделя февраля «русская изба»
18. Масленица – кривошейка, повесели нас хорошенько. Знакомство детей с масленичными обрядами. 2 неделя февраля Школьный двор
19. Богатыри земли русской. Закрепление с детьми знаний о былинных богатырях. 3 неделя февраля Игровая комната.
20. Сударушку выбираем, красой величаем. Продолжить знакомство с ремеслом русских мастериц. 1 неделя марта. Игровая комната.
21. Весна, весна, на чем пришла? Продолжить знакомство детей с русским фольклором: закличками, весенними песнями. 2 неделя марта. Школьный двор.
22. Сорок сороков. Познакомить детей с весенними обрядами закликания птиц. 3неделя марта. «русская изба».
23. Шутку шутить людей насмешить. Познакомить детей с докучными сказками. 1 неделя апреля. « русская изба»
24. Апрель ленивого не любит, проворного приголубит. Дать детям понятие о весенних полевых работах наших предков. 2 неделя апреля «русская изба»
25. День живой воды. Знакомство детей  с обрядом умывания первой талой водой. 3 неделя апреля. «русская изба»
26. Как у наших у ворот собирается народ. Знакомство детей с весенними хороводами. 4 неделя апреля. Школьный двор.
27. Егорьев день, колядуй кому не лень. Продолжить знакомство детей с народными праздниками. 1 неделя мая «русская изба»
28. Берендею гуляют, солнышко встречают. Знакомство детей с обрядами  предков: поклонения солнцу. 2 неделя мая «русская изба»
29. Давайте говорить о старине. Тестирование детей по пройденным темам. 3 неделя мая «русская изба»
30. Мы о предках судим по их делам. Закрепление знаний о праздниках и обрядах предков. 4 неделя мая. « русская изба».

Календарно – тематическое планирование работы с детьми третьего года обучения.

№ п/ п Тема занятия. Содержание занятия. Время занятия. Место занятия.
1. Откуда пошла земля Русская. Продолжить знакомство с историей предков. 2 неделя сентября. Классная комната.
2. Имена родного края. Ознакомление детей с историей Красноярского края. 3 неделя сентября. Классная комната
3. Четыре стороны света. Дать детям понятие о народах живущих в нашей стране. 4 неделя сентября. «русская изба»
4. Воздвиженье. Вечер хороводных игр. Закрепить с детьми знания о народном празднике. 5 неделя сентября. «русская изба», школьный двор.
5. Октябрь – грязевик. Знакомство с осенними приметами. 1 неделя октября «русская изба»
6. Покров. Продолжить знакомство с народными и православными праздниками 2 неделя октября. Классная комната.
7. Дом, открой свою тайну. Закрепить с детьми знания об обрядах выполняемых при строительстве дома. 3 неделя октября «русская изба»
8. Не бравшись за топор, избы не срубишь. Ознакомить детей с инструментами наших предков. 4 неделя октября Классная комната.
9. На всякий случай свой обычай. Кузьминки по осени поминки. Продолжить знакомство детей  обычаями предков. 3 неделя ноября «русская изба»
10. Синичкин праздник. Закрепление знаний об осенних обрядах. 4 неделя ноября. Школьный двор.
11. Платон да Роман-зимоуказчики. Ознакомление с зимними приметами. 1 неделя декабря «русская изба»
12. Хвали зиму после Николина дня. Продолжить знакомство детей с зимними обрядами. 2 неделя декабря. «русская изба»
13 Без пословицы не проживешь. Продолжить знакомство детей с народным фольклором. 3 неделя декабря Классная комната
14. Куклы – зерновушки. Научить детей делать народные игрушки. 4 неделя декабря «русская изба»
15. От Рождества до Крещения святки, веселись, ребятки. Продолжить знакомство детей со святочными обрядами. 3 неделя января. Классные комнаты.
16. Посидим, поговорим. Ознакомление детей с потешным фольклором. 4 неделя января «русская изба»
17. Как казаки обживали Сибирь. Ознакомить детей с историей освоения красноярских земель 1 неделя февраля Краеведческий музей.
18. Как на масляной неделе в потолок блины летели. Закрепить знание масленичных обрядов. 2 неделя февраля. Классные комнаты.
19. Слава богатырская. Закрепление знаний о русских былинных богатырях. 3 неделя февраля Игровая комната.
20. Власьев день. Ознакомление с народным праздником. 4 неделя февраля «русская изба»
21. Нет милей у нас дружка, чем родная матушка.  Воспитание у детей уважения ко всем матерям России. 1 неделя марта Игровая  комната.
22. Летопись природы родного края. Ознакомление с заповедниками родного края. 2 неделя марта. Классная комната
23. Вербное воскресенье придет вербохлест принесет. Продолжить знакомство детей с народными обрядами. 3 неделя марта «русская изба»
24. Дорого яичко к пасхальному дню. Научить детей расписывать пасхальные яйца. 1 неделя апреля «русская изба»
25. Народные игрушки: «Жужжалки». Выполнение детьми народной игрушки. 2 неделя апреля «русская изба»
26. Пришел Федул – теплом подул. Знакомство в весенними приметами. 3 неделя апреля «русская изба»
27. Кто кому сват. Знакомство детей со степенями родства. 4 неделя апреля «русская изба»
28. Хороша кашка, да мала чашка. Знакомство с национальной кухней. 2 неделя мая «русская изба»
29. Георгий – Победоносец – отважный воин. Продолжить знакомство детей с народными святыми. 3 неделя мая Классная комната
30. Что помним мы о старине? Тестирование детей по пройденным темам. 4 неделя мая. Классная комната

Формы подведения итогов реализации программы:

  1. Участие детей в праздновании русских народных и православных праздников.
  2. Выставки работ по декоративно – прикладному искусству в школе и за ее пределами.
  3. Выставка изделий из глины, ткани, соломы в стенах школы.
  4. Работа музея: «русская изба» по пропаганде знаний об истории страны.
  5. Участие детей в краевом фестивале: «Поверь в себя».
  6. Выступление школьного театра в школе и в микрорайоне «Водники».

Учебно–тематический план работы с детьми первого года обучения:

№ п/п Раздел, тема. Количество часов на тему. Теория Практика.
I. Обряды, праздники, обычаи и традиции русского народа.

34

31     3
1. Введение.

1

1
2. Праздничный календарь.

3. Народные игрушки.

4. Народный фольклор.

5. Мой дом, моя семья.

II. Декоративно-прикладное искусство.

34

7 27
1. Знакомство с работой студии.

2

1 1
2. Народное искусство.

2

1 1
3. Волшебная «Дымка».

12

2 10
4. Филимоновская свистулька.

10

2 8
5 Тверская игрушка.

8

1 7

 

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *