Личность, понятие личности.

Arina

Я обиделась...

Нет  более сложного в научном познании объекта, чем личность. Об этом свидетельствует весь многовековой опыт наук о че­ловеке. Когда мы имеем дело с отдельной личностью  мы не бываем до конца правы, когда говорим, что личность какого-либо конкрет­ного человека нам совершенно понятна и ясна.

Личность — это прежде всего особое, не сводимое ни к каким другим целостное социальное качество человека, которое формируется, видоизменяется в процессе всей жизни человека. Формируется и развивается личность только в условиях человеческих отношений, в условиях такой социальной и вещественной сред, которые создают люди. К. Маркс писал, что сущность личности «составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество» В этом состоит наибо­лее общая позиция в понимании личности. Попыток пост­роить теорию личности, разработать структуру личности предпринималось много. Психологическая идея личности как совокупности социальных качеств наиболее интенсив­но разрабатывалась ленинградской психо­логической школой, возглавляемой Б. Г. Ананьевым и В. П. Мнсищевым.

Согласно их подходу объективные общественные ус­ловия жизни, многообразие социальных связей, отноше­ний, в которые вступает человек, в которых он развивается, и приводят к формированию устойчивых психических об­разований или свойств личности. Образование свойств личности обусловлено особенностями типа нервной деятельности, темперамента, нейродинамическими, конституционно-биохимическими процессами..

Структура личности представляет собой взаимосвязанную совокупность социальных свойств, ос­нованную на двух одновременно действующих принципах. Первый заключается в том, что более общие, более слож­ные социальные свойства личности подчиняют себе более элементарные, частные свойства. Второй принцип состоит в том, что взаимодействие свойств допускает относительно новую независимость каждого из них (подобно тому, как взаимодействие людей осуществляется в трудовом коллек­тиве: вместе они делают общее дело, однако каждый из них имеет право на проявление собственной инициативы).

«Конструкция» личности сложна. Наиболее простые личностные свойства — статус личности, общественно- функциональные роли и ценностные ориентации. Статус личности — это положение личности в обществе (экономи­ческое, политическое, правовое, идеологическое). Во мно­гом статус личности, как и статус общественной группы, в которой она складывалась и формировалась, является исходным моментом в структуре свойств личности. Статус личности в системе межличностных отношений определяет ее права, обязанности. Статус личности характеризуют такие явления общественного сознания, как престиж, ав­торитет. Статус во многом определяет поведение человека. Высокое положение личности в системе отношений в тру­довом коллективе, уважение товарищей, признание про­фессионального мастерства формируют такие ее частные свойства, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, самоуважение. И наоборот, низкий статус приводит к внутренним конфликтам, разладу с самим со­бой, в конечном итоге порождает стремление найти иную социальную среду, группу, коллектив, который бы давал возможность повысить статус. К этому следует добавить, что статус личности — явление как объективное, так и субъективное. Восприятие человеком своего объективного статуса, его понимание и переживание и есть субъективный статус. Когда мы поднимаем в сознании человека его об­щественный статус, когда он проникается уважением к своей профессии (т. е. меняется субъективный статус лич­ности), мы вправе ожидать, и это психологически оправ­дано, иного, более ответственного отношения к своему делу, своему труду.

И последнее, в течение жизненного пути человек по тем или иным причинам меняет свое положение, статус как в обществе, так и в общественных группах, расширяя тем самым диапазон личностных свойств.

Личность, понятие личности.

 Используемая литература:
1.  Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 242.
 2. Производственная социология, психология и педа­гогика: Учеб. пособие/Филиппов А. В., Липин- ский В. К., Князев В. Н, —М.: Высш.шк., 198

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *