Методика производственного обучения. Упражнения.

lesson

Урок

Жизнь требует, чтобы система профессионального образования готовила всесторонне развитых, технически образованных и культурных молодых рабочих, владеющих профессиональным мастерством, способных быстро осваивать новую технику и технологию, уверенно ориентироваться в стремительном потоке политической и научной информации, иметь активную жизненную позицию.

Ведущее место в системе формирования квалифицированного рабочего в профессиональном  учебном заведении занимает производственное обучение. Основными направлениями совершенствования производственного обучения учащихся являются:

•      органическое единство учебного и воспитательного процессов;

•     соединение обучения с производительным трудом учащихся;

•   формирование у учащихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;

•     творческое разнообразие организационных форм и методов производственного обучения;

Основной формой организации учебного процесса  при подготовке квалифицированных рабочих в профессиональном образовательном учреждении является урок.

Урок – динамичная и вариативная организационная форма обучения, при которой в течение точно установленного времени осуществляется взаимодействие учителя и постоянной группы учащихся (класса) в специально отведённом месте с учётом особенностей каждого ученика путём  использования видов, средств и методов работы, создающих благоприяные условия для усвоения всеми учениками получаемых знаний непосредственно в процессе обучения и для воспитания и развития их познавательных способностей.*1

Методика производственного обучения. Упражнения.

Упражнения — основной метод производственного обучения.

Методы обучения – это система последовательных , взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил, способностей учащихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.*1

Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путём повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.*1

Упражнения являются обязательной частью изучения любого предмета,  им всегда предшествуют прочное усвоение  теоретического материала учащимися и тщательный инструктаж учителя.

Упражнения должны представлять продуманную, педагогически обоснованную систему, предусматривающую последовательное формирование у учащихся необходимых умений и навыков. Основными критериями , которыми надо руководствоваться, намечая систему упражнений по соответствующей теме, являются:

  • последовательность и взаимосвязь упражнений по содержанию;
  • постепенное повышение сложности содержания и поставленных задач;
  • постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся;
  • разнообразие по содержанию и дидактическим задачам;
  • правильное распределение во времени;
  • повторяемость в пределах взаимосвязанного материала.

Эти требования характерны как для упражнений по теме, так и для системы упражнений, проводимых в период обучения в учебных мастерских в целом. Особое внимание организации и методике проведения упражнений должно быть уделено во время  изучения операционных тем. Применительно к основным, ведущим частям темы необходимо запланировать конкретные упражнения, последовательность их выполнения, ориентировочное количество времени на каждое упражнение.

При распределении времени на упражнения по теме в целом нужно исходить из общего количества часов, отведенных программой (за вычетом времени на инструктаж), имея в виду, что все производственное обучение учащихся — это последовательная цепь упражнений. Приведем пример системы упражнений по теме «Припасовка деталей» (24 ч), Распиливание — 12 ч (2 ч на, инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е         упражнение — разметка, высверливание и вырезание (вырубание) проемов (зев гаечного ключа) — 0.5 ч.

2-е         упражнение (тренировочное) — пользование предельными шаблонами и вы.работка1ми — 0,5 ч.

3-е         упражнение — распиливание проемов открытого прямолинейного контура (зев гаечного ключа) — 2 ч.

4-е         упражнение—разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура (отверстие в .подвижной губке столярной струбцины) — 0,5 ч.

5-е         упражнение (тренировочное) — обработка отверстия вращающимися напильниками — 0,5 ч.

6-е         упражнение — распиливание по разметке отверстий прямолинейного контура (отверстие в подвижной губке столярной струбцины) — 2,5 ч.

7-е         упражнение — разметка и высверливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) — 0,5 ч.

8- е   упражнение — распиливание отверстий сложного контура (отверстие в молотке) — 3 ч.

Припасовка двух деталей—12 ч (2 ч на инструктаж, 10 ч на упражнения)

1-е         упражнение (тренировочное) — пользование разметочными шаблонами — 0,5 ч.

2-е         упражнение — разметка и вырезание заготовок шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) — 0,5 ч.

3-е         упражнение (тренировочное) —пользование шаблонами и контршаблонами — 0,5 ч.

4-е         упражнение — обработка и припасовка шаблонов и контршаблонов открытого прямолинейного контура (шаблон для заточки резцов) — 3,5 ч.

5-е         упражнение — разметка и высверливание отверстий прямолинейного контура для последующей припасовки (отверстие неподвижной губки столярной струбцины) — 0,5 ч.

6-е         упражнение — обработка и припасовка двух деталей закрытого прямолинейного контура (соединение неподвижной губки и штанги столярной струбцины) — 4,5 ч.

Поскольку операционные темы обычно включают большое количество новых для учащихся разновидностей операций и трудовых приемов (причем эти приемы зачастую значительно отличаются друг от друга как по сложности, так и по технике выполнения),   целесообразно рекомендовать в необходимых случаях сочетать вводное инструктирование и упражнения. Обычно применяются следующие способы такого сочетания.

Целостное: вначале проводится инструктирование по всем  приемам, затем выполняются упражнения (приемы легки для усвоения в целом).

Простая последовательность: проводится инструктирование по выполнению приема, затем учащиеся упражняются в его выполнении и т. д. (приемы новые и сложные для усвоения):

Комплексное: вначале проводится инструктирование по нескольким однородным приемам, затем следуют упражнения учащихся в их выполнении и далее в таком же порядке (применяется при изучении операций, содержащих значительное количество  разнородных приемов) :

Неполная последовательность: инструктирование проводится только по незнакомым, новым приемам, а упражнения выполняются последовательно все (применяется когда в составе операции только часть новых приемов):

Прогрессивная последовательность: вначале проводится инструктирование по первому приему, затем соответствующие упражнения, далее инструктирование и упражнения по второму приему, после чего учащиеся упражняются в выполнении первого и второго приемов вместе. Затем в таком же порядке проводится инструктирование и упражнения в выполнении остальных прие-мов, входящих в операцию (применяется в тех случаях, когда тема или операция содержит приемы, выполняемые в строго определенной последовательности)

Подобное сочетание вводного инструктирования по новым, сложным, незнакомым для учащихся приемам и упражнений можно рекомендовать в темах, включающих выполнение учебно-производственных работ комплексного характера.

Мастер руководит упражнениями учащихся путем  текущего их инструктирования. Текущий инструктаж как по значению, так и по времени, отведенному на него, является основным структурным элементом каждого занятия производственного обучения. Поэтому   необходимо тщательно продумать как наиболее эффективно его провести.

Текущее инструктирование мастер проводит в процессе работы учащихся. Решения, которые принимает мастер в этот период, диктуются конкретной обстановкой, конкретными условиями. Поэтому   обычно сложно заранее запланировать все действия мастера, которые бы полностью отражали все возможные ситуации.

При проведении текущего инструктажа,  следует учитывать следующее:

  • четко определять цель упражнений, добиваться осознания ее учащимися;
  • вникать в работу каждого учащегося, не упуская из поля зрения работу всей группы;
  • постоянно развивать у учащихся способности самостоятельно анализировать свой труд,
  • находить причины ошибок и способы их устранения и предупреждения;
  • побуждать учащихся к самоконтролю, обеспечивать высокое качество их работы;
  • не вмешиваться в работу учащихся, когда в этом нет необходимости;
  • не давать учащимся готовых указаний, как исправить ошибку; добиваться, чтобы они сами поняли, осознали ее и нашли способы устранения и предупреждения;
  • помощь учащимся оказывать своевременно, приучая их к преодолению трудностей, но не допуская закрепления ошибок;
  • если допускаемые ошибки типичны для большинства учащихся, необходимо проводить коллективное текущее инструктирование;
  • не доделывать работу за учащихся — это приучает их к безответственности;
  • поощрять творческий подход учащихся к выполнению задания;
  • приучать учащихся к планированию своего труда и самоконтролю;
  • постоянно воспитывать у учащихся высокую культуру труда;
  • для обучения передовым, высокопроизводительным приемам работы нужно побуждать учащихся применять их, помогать разбираться в возникающих трудностях, повторно инструктировать и показывать приемы;
  • практиковать прикрепление лучших учащихся к менее успевающим, назначение общественных контролеров продукции из наиболее успевающих учащихся;
  • наблюдать за рациональным использованием рабочего времени и добиваться высокой производительности труда учащихся;
  • обеспечивать правильный режим труда и отдыха учащихся;
  • оказывать постоянную помощь отстающим учащимся путем повторного объяснения, показа трудовых приемов и проведения дополнительных упражнений;
  • воспитывать у учащихся привычку правильной организации рабочего места;
  • проявлять принципиальность и строгость в требованиях к выполнению правил техники безопасности;
  • не откладывать контроль работы учащихся до ее окончания, широко практиковать промежуточный текущий контроль;
  • при оценке работы учащихся прежде всего исходить из положительных моментов.

При подготовке к уроку, при проведении текущего инструктажа нужно  учитывать возможные ситуации, запланировать способы организации индивидуального и коллективного инструктирования, приемы, применяемые мастером для активизации учащихся, для формирования у них навыков самоконтроля, самостоятельности, умений применять полученные знания для развития творческих способностей.

На основе ранее проанализированных типичных ошибок учащихся,  мастер должен принять меры  по их предупреждению и устранению. Важно также научить учащихся уметь анализировать выполненную или выполняемую работу, принимать мотивированные решения, осознанно осуществлять рекомендации мастера, пользоваться учебно-технической документацией.

При изучении сложных операций и выполнении работ комплексного характера  необходимо особое внимание уделить способам формирования у учащихся умений планировать свой труд, наблюдать за работой оборудования, контролировать и оценивать ход и результаты технологического процесса, обнаруживать и диагностировать неполадки в работе машин, механизмов,  приборов, агрегатов, определять способы их устранения и предупреждения.

Важное значение для формирования прочных умений и навыков учащихся, развития их творческой активности, установления связей производственного обучения со специальными, общетехническими и общеобразовательными предметами имеет выполнение учащимися комплексных межпредметных заданий, особенно на более поздних этапах обучения. В таких случаях мастером  должны быть рекомендуемые перечни таких заданий и образцы их выполнения, применительно к содержанию темы.

В качестве примера ниже приводится вариант комплексного межпредметного задания, применяемого при обучении токарей.

Задание: определить элементы технологического процесса и изготовить деталь, изображенную на чертеже.

Исходные данные:

материал детали ...

заготовка ...

характер процесса изготовления ...

станок ...

Срок выполнения ...

Теоретическая часть работы

1.        Описать основные механические и технологические свойства материала детали.

2.      Наметить и обосновать технологическую последовательность обработки детали.

3.     Выбрать режущий и измерительный инструмент, обосновать его выбор. Вычертить ... резец, обосновать геометрические параметры его режущей части. Описать свойства материала режущего инструмента.

4.       Выбрать и рассчитать основные режимы обработки детали.

5.        Описать и обосновать настройку станка на обработку; сделать необходимые расчеты.

6.  Выбрать и описать применение основных приспособлений. Предложить возможные усовершенствования приспособлений.

7.    Описать и обосновать способы повышения производительности труда и качества работы при обработке деталей подобного типа.

Практическая часть работы: изготовить деталь (партию деталей).

Необходимо также привести задания, выполнение которых способствует развитию у учащихся способностей к рационализации и изобретательству.

Применительно к обучению металлистов тематика таких заданий может отражать следующие вопросы:

  • разработка (конструирование) и изготовление приспособлений, повышающих производительность труда;
  • совмещение технологических операций; замена ручных способов обработки механизированными;
  • уменьшение затрат времени на выполнение вспомогательных операций;
  • выполнение работ по расчлененной технологии;
  •  кооперирование труда между учащимися;
  • совершенствование организации труда;
  •  совершенствование организации рабочего места; применение специализированного инструмента; модернизация оборудования;
  • совершенствование режимов работы и т. п. .

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ. При подготовке к занятиям содержание заключительного инструктажа во всех деталях предусмотреть невозможно. Оно зависит от конкретных условий и результатов проведенного урока.  На заключительном инструктаже необходимо проанализировать выполнение работы учащихся, рассказать о  типичных ошибках , допущенных при выполнении работ,   обратить внимание и продемонстрировать лучшие работы.( Указывая  на ошибки, не следует называть фамилии учащихся плохих работ. )Отметить факты нарушения техники безопасности, если такие были . Объявить оценки.

Методика производственного обучения. Упражнения.

Используемая литература:

  1. Г.М.Коджаспарова «Педагогика», М. КНОРУС, 2010 г.
  2. Скакун В. А. Методика текущего контроля знаний, умений и навыков учащихся из уроках производственного обучения. М., 1977
  3. Скакун В. А. Методические разработки по производственному обучению. — М.: Высш. школа, 1980.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *