Межличностные отношения в коллективе

Межличностные отношения — это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы. Сложность этого явления порождает множество точек зрения. Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организационной структурой, во втором — желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регули¬руются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами.
Отношения делят также на деловые и личные. Деловые отношения связаны опять же с какой-либо общественно полезной деятельностью — трудовой, учебной, и определяются ею. Деловые отношения также чаще всего, но не всегда, закрепляются должностными инструкциями, какими- то правилами, предписаниями, следовательно, они могут быть официальными и неофициальными. В любой официальной организации можно обнаружить деловые отношения между людьми, не совпадающие с должностными инструкциями. Причем эти отношения нельзя считать личными, так как целевое назначение взаимодействия (общения) — достижение практического результата в совместной трудовой деятельности.
Определенный смысл имеет разделение отношений на формальные и неформальные. Это различие связано со степенью соблюдаемости принятых формальных и неформальных правил взаимодействия. В реальной производственной деятельности имеют место все типы указанных отношений — официальные, деловые, формальные, хотя в реальной деятельности людей все эти виды взаимодействия пронизаны личностными отношениями. Их различие, собственно, связано с тем, как они регулируются: в случае официальных отношений — какими-то официальными формальными средствами и способами; деловые отношения регулируются на основе тех целей, которые стоят в основе данного взаимодействия; в случае формальных отношений регуляция осуществляется на уровне формальных связей и предписаний.
Деловые, официальные и формальные отношения прежде всего являются действенными, а потом уже оценочными. Они обусловлены объективными условиями, включены чаще всего в какую-либо официальную организацию. Цели этих типов взаимодействия всегда инструментальны, вза¬имосвязь либо непосредственна, либо опосредована (людьми, инструкциями, техникой).
Межличностные отношения могут быть оценочными (восхищение, популярность) и действенными (связанные взаи¬модействием). Они формируются не столько объективными условиями, сколько субъективными потребностями в общении и их удовлетворении. Эти отношения могут быть вклю¬чены и в официальную организацию.
Во многом характер и развитость межличностных отно¬шений определяются уровнем развития коллектива. В периоде формирования трудового коллектива отношения пре¬имущественно формальные, официальные, деловые. По мере развития неформальной структуры трудового коллектива взаимоотношения приобретают все более и более личностный характер и во многом со временем становятся отношениями, обусловленными личностными свойствами и качествами людей, вступающих во взаимодействие.
В психологической науке, характеризуя межличностные отношения, исследователи склонны выделять три составляющие этих отношений, три их компонента: поведенческий, эмоциональный и познавательный. Поведенческий компонент включает поступки, действия, мимику, жестикуляцию, речь — все, что проявляется в поведении человека и может наблюдаться другими людьми. Эмоциональный компонент включает все, что связано с эмоциональными переживаниями: положительные и отрицательные эмоциональные состояния, внутриличностный конфликт, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д. Познавательный компонент включает все пси-хические процессы, связанные с познанием других людей, самого себя: ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение.
При официальной организации отношений поведенческий компонент — ведущий в регулировании межличностных отношений. При неофициальной организации основную регулирующую функцию выполняет эмоциональный компонент
Межличностные отношения возникают и развиваются в процессе общения. Общение — это не только информационное и предметное взаимодействие, оно сопровождается обменом эмоциональных состояний, переживаний, чувств.
бщение и межличностные отношения неразрывно связаны друг с другом. Именно совместная деятельность общения вскрывает характер межличностных отношений, которые в этом случае могут быть положительны или индифферентны, отрицательны, отличаться разнообразием эмоциональных переживаний и сопереживаний, адекватностью или неадекватностью взаимопонимания, готовностью к содействию, бездействию, сопротивлению друг другу.
Во взаимодействии, общении, совместной деятельности возникают и формируются межличностные отношения. Они охватывают широкий диапазон психологических явлений: госприятие и понимание людьми друг друга, межличностная привлекательность (притяжение, симпатия), взаимовлияние.
Межличностная привлекательность как явление может возникнуть уже и при зрительном контакте, еще до обмена какой-либо информацией, и переходить в разного рода отношения: приятельские, товарищеские, дружеские.
Степень проявления привлекательности изменяется в зависимости от индивидуальных психических состояний в определенный момент времени. Межличностная привлекательность возникает через психические состояния и закрепляется по мере повторяемости положительных отношений между людьми.
Межличностные отношения в трудовом коллективе, совместимость его членов создают то важнейшее общественно-психологическое явление, которое называют психологическим климатом.
Социально-психологический климат может во многом определить как удовлетворенность, так и неудовлетворенность членов коллектива межличностными отношениями. Через систему этих межличностных отношений совместимость, срабатываемость регулируют отношение людей к труду. Социально-психологический климат по сути есть отражение всего комплекса явлений, связанных взаимодействиями людей, выражающееся в настроениях и эмоциях. Многочисленные исследования показывают, что значительная часть рабочего времени, около 15%, на производстве теряется на выяснение отношений и на послеконфликтиые переживания. Это время, естественно, не отражает те нервные затраты человека, которые постепенно вызывают устойчивое негативное отношение к производству. Тот же анализ характера конфликтов свидетельствует о несовместимости людей и по вертикали (руководитель — подчиненный) и по горизонтали (сотрудник — сотрудник ). В больших коллективах можно говорить даже о несовместимости, возникающей не только в связях каждого с каждым, но и между малыми официальными группами.

По материалам книги "Производственная социология, психология и педа¬гогика: Учеб. пособие"/Филиппов А. В., Липин- ский В. К., Князев В. Н, —М.: Высш.шк., 1989.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *