Особенности игровых технологий.

 

игровые технологии

деловая игра

В последнее время всё чаще в учебный процесс стали внедряться игровые технологии. Причём не всегда это делают преподаватели компетентные в них.Организовать и провести деловую игру во время учебного процесса на первый взгляд кажется очень просто. Но на самом деле это тяжёлый труд, особенно для начинающего педагога. Во-первых, нет каких-либо разработанных алгоритмов по разработке игр. Во-вторых, очень много при проведении игры зависит от личностных качеств самого педагога. Он должен быть готов принять различные точки зрения играющих, уметь в нужный момент проявить себя миротворцем и внимательным координатором, не поддаваться эмоциям, уметь сглаживать сложившуюся ситуацию. . Одно из важнейших качеств педагога ведущего игру, состоит в готовности к импровизации. В настоящее время педагог и ученик являются равноправными участниками процесса образования. Поэтому большую роль играют невербальные средства общения как педагога, так и играющих: жесты, поза, интонации, паузы, выражение лица. Обучение в игре можно рассматривать как новую модель состояния личности преподавателя, которого он сам стремится достичь и должен учиться организовывать своё поведение в постоянно меняющихся ситуациях . Кроме того, для получения хорошего результата преподавателю необходимо знать основные принципы игрового моделирования и групповые нормы совместной деятельности.
А.П.Панфилова в книге «Игровое моделирование в деятельности педагога» (Москва, издательский центр «Академия», 2007 г.) считает стратегическими и методологическими принципами организации и проведения игровых технологий следующие принципы:
1. Принцип эффекта предполагает создание комфортной, творческой обстановки, которая способствует быстрой адаптации к условиям игры, стремлению к успеху. Ведь известно, что даже сложная информация усваивается лучше в комфортной обстановке.
2. Принцип целеполагания – умение выстраивать иерархию целей в зависимости от состава участников и конкретной игры.
3. Принцип обучающей направленности. При проведении игры новые знания, умения, навыки получают не в готовом виде, а вырабатывают в ходе игры, вычленяя их из практических ситуаций, общаясь с преподавателем, партнёрами по общению.
4. Принцип упражнения. Практическая направленность игры позволяет лучше усваивать материал. Коллективное обсуждение проблемы позволяет участникам игры с разных сторон рассмотреть обсуждаемый вопрос, убедить других в своей точке зрения, выслушать позицию партнёров по команде, достичь планируемой цели.
5. Принцип подготовленности. Игры должны быть учитывать состав участников, их интересы, удобное для всех время, подготовленную пространственную среду.
6. Принцип равенства. Ответственность за итоги игры в целом несут все играющие.
7. Принцип личного проживания. Полученные знания должны быть лично пережиты каждым участником.
8. Принцип ассоциаций. Усвоение новых знаний должно строиться на уже имеющихся знаниях и собранной во время игры информации.
9. Принцип общения, группового взаимодействия. Игра должна быть организована таким образом, чтобы участники пользовались доверием друг-друга, могли раскрепоститься, стать более коммуникабельными и в то же время научились общению с разными типами людей, научились сотрудничеству.
10. Принцип партнёрства. Так как партнёрский стиль общения является наиболее эффективным для игрового взаимодействия, то педагог, ведущий игру, должен сам демонстрировать такой стиль и создавать соответствующую атмосферу на «игровом поле».
11. Принцип диагностики предполагает, что педагог должен постоянно изучать группу в целом (состояние, сплочённость, активность и т.д.) и каждого обучающего в отдельности(степень вовлечённости, эмоциональное состояние, усталость и т.д. )
12. Принцип достижения ожидаемого результата.

, приводить к образовательному результату, должна быть направлена на развитие компетентности в той или иной сфере человеческих отношений.
Для того чтобы получить эффективный результат, необходимо при проведении игры соблюдать определённые нормы поведения. У разных авторов список групповых норм отличается друг от друга, но мне, например, понравилось то, что предлагает Е.В. Коротаева в книге «ДИРЕКТОР-УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК: пути взаимодействия»(Москва, «Сентябрь»,200 г.):
2. Критикуются идеи и высказывания, но не личности.
3. Каждый член группы должен быть уверен,что его выслушают не перебивая.
4 Каждый  должен говорить так, чтобы его смогли понять, высказываться только по теме игры ,избегая лишней информации.
5. Цель деятельности в игре заключается в том, чтобы найти лучшее решение, услышав разные мнения по проблеме.
При подготовке к игре педагог должен продумать всё до мелочей и тщательно готовиться к каждому игровому занятию. Использование игровых технологий в учебном процессе предполагает, что применяющий их педагог должен не только знать тему и содержание предмета, но и владеть коммуникативной, интерактивной и перцептивной компетентностью.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *