Особенности производственной практики на предприятиях.

IMG_4570

Проходим практику!

Согласно программам, обучение в профтехучилищах раз­бивается на два основных этапа: в учебных мастерских и практика на предприятиях . Продолжительность обуче­ния в учебных мастерских и на предприятиях зависит от профиля профессии. Период обучения непосредственно на производстве является обязательной составной частью подготовки квалифицированных рабочих в профессио­нально-технических учебных заведениях.

Раньше училище проводило учебно-производственную работу, как правило, на базе одного предприятия, строительной организации, совхоза или другой организации, для ко­торых осуществлялась  в основном подготовка квалифи­цированных рабочих в данном училище. Такое предприя­тие называлось базовым. Сейчас базовое предприятие встретишь редко. Учащиеся  устраиваются на производственную практику на  разные предприятия, в основном частные, причём не всегда получают за свой труд деньги. По окончании практики руководитель предприятия выдаёт производственную характеристику на каждого учащегося с указанием качества его работы, достигнутых технических норм, отношения к труду и ре­комендации для присвоения учащемуся тарифного раз­ряда.

Училище, со своей стороны, в процессе производствен­ного обучения и практики на предприятиях обеспечивает контроль за посещением и поведением    учащихся  , качественное и своевре­менное выполнение ими производственных работ, а также соблюдение правил техники безопасности и внутреннего распорядка, действующих на данном предприятии.

Основной задачей обучения учащихся на предприя­тиях является закрепление и совершенствование их про­фессиональных знаний и умений по изучаемой специаль­ности, освоению высокопроизводительных способов труда и опыта новаторов производства, подготовка к самостоя­тельной работе на производстве по окончании училища.

Учащиеся должны освоить современное оборудова­ние, средства механизации и автоматизации производ­ственных процессов, наиболее рациональные способы организации рабочих мест; научиться контролировать процесс и результаты труда, творчески решать трудовые задачи, работать экономно и производительно.

При прохождении практики на предприятиях учащиеся выполняют производственные заказы, выпускают готовую продук­цию. Это воспитывает чувство ответственности, форми­рует профессиональную самостоятельность. Немаловаж­ное значение в период обучения на предприятиях имеет формирование морального облика будущего рабочего. Учащиеся привыкают к производственной обстановке, условиям труда, правилам поведения и внутреннему распорядку на предприятии, знакомятся с взаимоотноше­ниями рабочих в процессе труда между собой и с инже­нерно-техническими работниками, с жизнью производственного коллектива, «примеряют» себя к производствен­ным условиям, «вживаются» в рабочий коллектив, познают силу коллектива.Таким образом, при обучении учащихся в бригадах рабочих меняются и формы воспитательной работы. Если в училище воспитательное воздействие на учащихся ока­зывали преподаватели и мастер, то на предприятии они находятся под влиянием производственного коллектива. Учащиеся должны понимать интересы коллектива рабо­чих, дорожить оказанным им доверием. Они перенимают от старшего поколения лучшие традиции рабочего клас­са. Поэтому важно, чтобы молодые рабочие были под влиянием передовых рабочих предприятия или стройки. Период производственного обучения на предприятиях —это время активного воспитания у учащихся качеств, не­обходимых молодому квалифицированному рабочему. Формами воспитательного воздействия могут быть: самостоятельная разработка учащими­ся технологических (операционных, маршрутных и т. п.) карт для выполнения типичных работ с последующим коллективным их обсуждением; участие учащихся в кол­лективном составлении и обсуждении плана работы ученических бригад; выработка навыков работы с техни­ческой документацией, применяемой на предприятии, справочной и другой технической литературой; умения определять «на глаз» качество выполняемой работы; ана­лиз типичных видов брака и выработка способов его устранения; обучение межоперационному контролю и самоконтролю выполняемой работы; приобщение к рацио­нализации и изобретательству; поручение учащимся обя­занностей бригадиров ученических бригад.

При прохождении практики на предприятиях   мастер не всегда имеет возможность провести со всеми вводный инструктаж, проследить за работой каждого, оказать помощь. Это делают бригадир и рабочие, к которым прикреплены учащиеся. Они дают задания, объясняют, как выполнить его, инструктируют по технике безопасно­сти. Но бригадир и рабочие в первую очередь делают «свою работу и, не зная требований программы производ­ственного обучения, не обладая знаниями методики обу­чения, не могут последовательно инструктировать уча­щихся. Это основной недостаток обучения в бригадах рабочих.

Организуя обучение учащихся на предприятиях и стройках, мастер должен правильно определить содер­жание и формы организации учебной работы, применить оптимальные методы и приемы. Мастеру необходимо внимательно выбирать бригады, в которых учащиеся будут проходить практику на предприятиях ; проводить разъяснительную работу с квалифицированными рабочими  , чтобы они оказывали ему помощь в обучении учащихся; постоянно ин­формировать преподавателей о практическом применении учащимися знаний, полученных на уроках, приглашать их на объекты для консультации учащихся по отдельным вопросам.

Так как учащиеся группы работают по несколько человек в разных бригадах, мастер в каждой бригаде  проводит целевые индивидуальные инструктажи, а в удобное время собирает всех для группового инструк­тажа.

Использованная литература:

Титов А. И. «Методика производственного обучения в проф­техучилищах (в период обучения учащихся на предприятиях)». 2-е изд., перераб. и доп-Мн Выш. школа, 1979

Основы профессиональной педагогики / Под ред. С. Я- Ба- тышева и С. А. Шапоринского. М„ 1977

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *