Оценка инвестиций в морские порты

port

Вид на порт г.Пионерский

В статье дана характеристика инвестиций как экономической категории. Приведена оценка инвестиций в морские порты, показан анализ инвестиций и основные источники информации для проведения анализа.

 Маргарита и Дмитрашко Наталья

07-БУ-23

Научный руководитель: кандидат экономических наук Маркевич А.Л.

УДК 656.615

Оценка инвестиций в морские порты

М.С. Китик, Н.В. Дмитрашко

ФГОУСПО Калининградский морской рыбопромышленный колледж, Калининград, Россия

Инвестиции - это долгосрочные вложения средств в активы предприятия. Они отличаются от текущих издержек продолжительностью времени, на протяжении которого предприятие получает экономический эффект. Инвестиции можно разделить на такие виды как:

      а) вложения в обновление имеющейся материально-технической базы морского порта;

      б) вложения в  наращивание производственной мощности морского порта;

      в) затраты на освоение новых технологий;

      г) затраты, не связанные с изменением финансового результата;

      д) долгосрочные финансовые вложения в акции других предприятий,          обеспечивающие гарантированные источники доходов;

      е) нематериальные активы.

     Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения морского порта, но и для экономики региона в целом. С помощью инвестиций осуществляется расширенное воспроизводство основных средств производственного и  непроизводственного характера, укрепляется материально-техническая база порта. От инвестиций так же зависит ассортимент услуг морского порта, его привлекательность для грузоотправителей и грузополучателей, конкурентоспособность порта.

Задача анализа заключается в оценке динамики и степени выполнения капитальных вложений, а так же изыскание резервов увеличения объемов инвестирования. Основными источниками информации для анализа должны служить:

- план ввода в действие объектов основных фондов и  использование

- капитальных вложений;

- себестоимость работ и услуг;

- отчет о наличии и движении основных средств;

- данные аналитического бухгалтерского учета;

- бизнес-план  развития морского порта;

- проектно-сметная документация;

- динамика инвестиций с учетом индекса роста цен.

       Большой удельный вес в общей сумме капитальных вложений занимают инвестиции на приобретение основных средств. План приобретения машин и оборудования составляется с учетом фактического наличия и плановой потребности морского порта. При ограниченном объеме инвестиций в первую очередь приобретаются те машины, механизмы, оборудование, которые играют наиболее важную роль в производственном процессе и обеспечивают наиболее высокую отдачу инвестиций.

     Одновременно с изучением выполнения плана капитальных вложений нужно проанализировать и выполнение плана по их финансированию. Финансирование инвестиционных проектов осуществляется за счет прибыли порта, амортизационных отчислений, кредита банков, бюджетных ассигнований, резервного фонда, лизинга. В связи с рыночной ситуацией доля собственных источников и кредитов банков возрастает, а бюджетное финансирование сокращается.

      Большое значение для расширения хозяйственной самостоятельности морских портов имеет данное им право использовать на финансирование все свободные финансовые ресурсы независимо от источников их образования и назначения. Привлечение того или иного источника финансирования инвестиционных проектов связано для порта с определенными расходами: выплат дивидендов акционерам; выплаты процентов по кредиту; выплаты вознаграждения лизингодателю. Поэтому в процессе анализа необходимо определить цену разных источников финансирования и выбрать наиболее выгодные из них.

Основными методами оценки программы инвестиционной деятельности являются:

      а) расчет окупаемости инвестиций;

      б) расчет отдачи на вложенный капитал;

      в) расчет уровня рентабельности инвестиций.

     Важной проблемой при прогнозировании эффективности инвестиционных проектов является рост цен в связи с инфляцией. Если инвестиции сопряжены с  высокой степенью риска, инвесторы заинтересованы не столько в прибыльности проекта, сколько в том, чтобы инвестиции как можно быстрее окупили себя. Чем короче срок окупаемости, тем меньше степень риска инвестирования. Оценка вероятности того или иного результата инвестиционного проекта требует, чтобы администрация морского порта могла предвидеть множество возможных вариантов и быть в состоянии оценить вероятность наступления каждого из них. Окончательное инвестиционное решение может приниматься на различных уровнях управления портом. Это зависит от объема, типа, рискованности капиталовложений. После принятия инвестиционного решения необходимо спланировать его осуществление и разработать систему после инвестиционного контроля.

      Капитальных вложений, как правило, меньше, чем потребности в них. Поэтому ошибочные и просто неоптимальные решения о расходовании капитальных вложений означают отказ от других проектов, более эффективных. Можно назвать основные причины финансового характера сложившейся неудовлетворительной ситуации с комплексным развитием морских рыбных портов:

1. Отсутствие значимых материальных стимулов комплексного развития портов.

2. Ограниченные финансовые ресурсы государства, которые направлялись не на реализацию программ развития портов, а на другие нужды.

3. Уровень обеспеченности отечественных портов современными машинами и оборудованием является низким по сравнению с лучшими зарубежными портами.

4. Неэффективная, низко рентабельная работа портов не влекла за собой экономических санкций государства. Убытки и потери покрывались за счет государственных субсидий.

5. Сложившаяся схема распределения инвестиционных ресурсов и доведение их до инвестиционного процесса вошла в противоречие с масштабностью и сложностью обслуживаемой системы.

      Таким образом, объективной реальностью стала необходимость кардинального изменения системы функционирования морских портов с точки зрения обеспечения им новых возможностей для экономического роста. В первую очередь под этим подразумевается создание новой схемы использования инвестиционных ресурсов и появление новых субъектов инвестиционного процесса.

     В настоящее время многие отечественные морские порты и, в частности порты Калининградского региона, оказались перед весьма сложной задачей: либо продолжать выполнять необходимые работы и услуги на устаревшей технике и по устаревшим технологиям, либо самостоятельно изыскивать возможности инвестирования процессов технического перевооружения и реконструкции производственной базы портов. Из этого следует, что государственным и региональным органам управления и финансирования необходимо определиться в своих позициях относительно той категории портов, которые не могут без государственной поддержки осуществлять комплексное развитие.

      Основными причинами, обуславливающими снижение инвестиционной активности, являются:

- сокращение производства;

- уменьшение объемов централизованных капитальных вложений и государственных инвестиционных кредитов, задержка с их выделением;

- недоступность коммерческого кредита из-за высоких банковских ставок;

- постоянные задержки со стороны государства по возврату экспортного НДС и т.д.;

- инфляция.

     В настоящее время возможно привлечь значительное количество финансовых ресурсов для целей комплексного развития портов за счет зарубежных инвесторов, которые готовы, при определенных условиях, вложить достаточно большие капиталы в развитии морских портов. Но привлечь эти финансовые ресурсы в комплексное развитие морских портов возможно лишь путем кропотливой и тщательно продуманной работы с зарубежными инвесторами. В качестве аргументов для привлечения этих средств могут служить гарантии зарубежным инвесторам внедрение их финансовых ресурсов на разработку и освоение тех направлений развития порта, которые в наибольшей степени смогут удовлетворить потребности рынка, имея в виду так же, что цены на эти виды услуг будут снижены за счет сокращения затрат в результате внедрения новой техники.

 Оценка инвестиций в морские порты

Библиографический список

  1. Статистические данные Морской администрации порта Калининград.
  2. Калининградская область, 2008. Краткий статистический сборник. - Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Калининградской области, 2008.
  3. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. – Калининград, БИЭФ, 2001. – 355 с.

M. S. Kitik, N.V. Dmitrashko

Kaliningrad marine college, Kaliningrad, Russia

Evaluation of investment in ports

The paper describes investment as an economic category. Give an estimate of investment in ports, an analysis of investments and major sources of information for analysis.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *