Профессиональная культура педагога

 

профессиональная культура педагога

педагоги

В менеджменте есть такое понятие –нравственная жизнь человека в организации. Это означает уровень комфортности человека на работе, удовлетворённость своим трудом и отношениями в коллективе. В одном коллективе складывается благополучная атмосфера, в других –неблагоприятная. Отчего это зависит? Есть мнение, что в первую очередь на уровень комфортности влияет положительный результат деятельности, грамотный и культурный руководитель, его умение разговаривать с подчинёнными. Некомпетентность руководителя, грубость, бестактность – создаёт в коллективе неблагоприятную атмосферу, провоцирует конфликты. Работа в коллективе требует соблюдения этики делового общения. Это  сочетание личной и коллективной ответственности, разграничение таких понятий как ложное товарищество и интересы дела; доверие, уважение и круговая порука и т.д. Необходимо понимать, что успеха достигает только тот, кто работает слаженной командой, где каждый ответственен за дела коллектива и друг за друга. Отношение в коллективе должны быть основаны на уважении, готовности прийти на помощь, невмешательстве в чужие дела. А это во многом зависит от позиции руководителя.

Профессиональная культура педагога имеет свою специфику. Любому педагогу надо быть готовым не только передавать знания, воспитывать, но и создавать благоприятную обстановку,  развивать у учащихся потребность в успешной познавательной и преобразовательной деятельности. Главное для педагога –умение общаться, коммуникация. Культура педагога должна определяться   чувством долга, адекватной самооценкой, эстетическим вкусом, способностью к самоконтролю и рефлексии, его кругозором.

В чём проявляется коммуникативная культура личности? Главное орудие педагога – общение, коммуникация. Коммуникативный потенциал личности – это потребность в общении, способность к общению и широта круга общения.<1>

Общение определяется нашими потребностями:

1.Потребность  в общении  как таковой. Так уж устроена природа человеческая, что ему необходимо с кем-то делиться, общаться, нужна дружеская поддержка. Человек не может быть один.

2.Потребность в безопасности. Она выражается в том, что человек в минуты опасности, тревожности начинает общаться, рассказывать о себе, своих мыслях даже совершенно незнакомым людям.

3.Потребность в доминировании связана с желанием оказывать влияние на другого человека.

4. Потребность быть ведомым преобладает в ситуации общения, если человек спокойно относится к подчинённому положению, у него преобладает потребность быть ведомым.

5. Потребность в престиже проявляется в ситуации, когда человек рассчитывает получить признание. Если его ожидания оправдываются, это его вдохновляет. Если нет – огорчает или он начинает искать причины в других, считает, что его недооценили, не поняли.

6. Потребность  быть индивидуальностью близка к потребности в признании, самоутверждении.

7. Потребность в покровительстве относится к ситуативной. Любой человек в определённой ситуации может испытывать потребность в покровительстве, помощи.

Д.Карнеги советывал при общении  проявлять к собеседнику внимание, дать ему почувствовать свою значительность. Ведь любой человек хочет быть понятым, признанным, оцененным.

Приёмам ведения диалога, беседы придаётся большое значение. Для педагога  это умение – одна  из  ведущих компетенций. Педагог должен  быть справедливым, гибким, гуманным по отношению к другим ( ученикам, родителям, коллегам), настойчивым в достижении цели. В то же время при общении необходимо следить за своими эмоциями. Если педагог  доброжелателен, искренен при беседе, умеет слушать собеседника, говорит о том, что интересует его собеседника, то он, конечно, произведёт хорошее впечатление ,  внушит к себе доверие и  сможет решить любой вопрос . Специалисты советуют: ищите возможности, а не ставьте барьеры.

Необходимо проявлять уважение к любому человеку, ни в коем случае нельзя его унижать, а если необходимо покритиковать, то  делать это надо, не задевая личность.

Этика педагога имеет особое значение. Педагог  в своей деятельности обязан думать и о личности ученика, не навязывать свои убеждения, а учить думать и стимулировать стремление к знаниям.

Главная заповедь врачей – не навреди. Её можно отнес ти и к педагогам.

Профессиональная этика подразумевает безусловное выполнение требований нравственности, связанных со спецификой профессии. Это должно проявляться в выполнении общепринятых норм поведения, владение своей профессией, чувстве коллективизма. Основным элементом профессиональной этики является профессионализм. Настоящий профессионал всегда является человеком высокой морали. Интриги, суета, беспринципность, присвоение чужих мыслей и достижений – это качества полузнаек и имитаторов, которые только мешают  работе. Культура  общения и благоприятный психологический климат в коллективе зависят и от позиции руководителя, и от работы всего коллектива.

 Литература:

1. Зарецкая И.И. "Коммуникативная культура директора профессиональной школы, Москва,2005 г.

2.Резчиков Е.А. Деловая этика, Москва,1998 г.

3. Ольшанская Н.А. Техника педагогического общения, "Учитель", Волгоград,2005 г.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *