Т.А.Сдободянюк .Формирование профессиональной компетентности учащихся.

Одна из закономерностей развития современного общества – взаимосвязь социально-экономических изменений с совершенствованием системы образования. Очень важным является вопрос о пересмотре подходов к общеобразовательной составляющей профессионального образования,  что предполагает получение учащимся не только профессии определенной квалификации,  но и достаточного уровня общей культуры, интеллекта, психологической, коммуникативной подготовки, знаний и навыков поведения в новой экономической сфере.

Отсюда одна из важнейших задач – так реформировать учебный процесс, чтобы он всемерно способствовал высокой  эффективности обучения.

Все чаще при оценке деловых качеств человека вместо понятия «профессионализм» используется новое  понятие  «компетентность». Компетентность включает в себя не только стандартное «знать» и «уметь», но и обладать такими качествами, как: самостоятельность действий, творческий подход к любому  делу, стремление довести его до конца, готовность постоянно учиться и обновлять  свои знания,  умение вести диалог и сотрудничать в коллективе, проявлять  гибкость ума и способность к экономическому мышлению.

Воспитать в сегодняшнем учащемся и сделать нормой его жизни совокупность всех этих качеств, помочь ему самоопределиться, обрести себя как личность, адаптироваться в условиях сложной производственной ситуации и реализоваться как специалисту – вот главная задача любого педагогического коллектива образовательного учреждения и нашего, в частности.

Одним из ведущих качеств будущего работника является его производительная самостоятельность, самоконтроль процесса и итогов работы.

Особое место в учебно-воспитательном процессе занимает внеурочная деятельность,  которая включает в себя работу профессиональных кружков, организацию и проведение выставок, привлечение учащихся к обслуживанию торжественных мероприятий и, конечно же, организацию и проведение конкурсов профессионального мастерства.

Считаю, что именно конкурсы профессионального мастерства дают возможность развития у  обучащихся профессиональных компетенций, таких как:

-ответственность за конечный результат,

- уважение к труду и потребителю,

- формирование норм сознания и соблюдения производственной дисциплины,

- бережное отношение к производственным ресурсам, сырью, оборудованию,

- эстетическое воспитание,

-  развитие навыков работы в команде,

-  возможность самореализации,

-  формирование творческих способностей,

-  развитие чувства уверенности в своих силах,

-   приобретение и накопление профессионального опыта.

В своем выступлении я хочу поделиться с вами, как эта работа проводится в нашем учебном заведении. По роду своей деятельности я занимаюсь организацией и проведением всех мероприятий, направленных на привитие любви учащимся к избранной профессии и повышение уровня качества профессионального  обучения. В начале учебного года составляю план мероприятий, согласую его с мастерами производственного обучения и планомерно реализую в течение учебного года.  Мы ежегодно проводим конкурсы профессионального мастерства среди учащихся по курсам и профессиям: «Лучший по нарезке овощей», «Лучший пекарь», «Лучший кондитер», «Лучший повар».

На начальном этапе провожу в группах вместе с мастерами производственного обучения разъяснительную работу. Затем отбираю желающих участвовать в конкурсе, объясняю им условия проведения конкурса, определяю время  на подготовку и закрепляю ответственных мастеров. Лично контролирую ход подготовки. Хочу отметить следующее: ответственность и заинтересованность, желающих принимать участие в конкурсах.Вся подготовка, предшествующая конкурсу, в основном проходит после основных занятий, иногда допоздна. Я всегда стараюсь присутствовать на занятиях, помочь, подсказать наиболее рациональное решение, более интересную, на мой взгляд композицию, проявляю требовательность. Придерживаюсь принципа «тяжело в учении – легко в бою». Иногда вместе с мастерами настраиваю ребят на повторении и отработке определенных технологических операций и доведении их до совершенства.

Согласно с положением о проведении конкурса участники готовятся к выполнению теоретической и практической части.

Для подготовки участников по теории составляю различные варианты тестов, прорабатываю их с ними,  перед проведением конкурса провожу контрольное  занятие в виде блиц-опроса для выявления степени подготовленности участников к выполнению теоретической части.

Накануне конкурса, закупаем необходимое сырье,  совместно с мастерами подготавливаем рабочие места для участников. Я подготавливаю все необходимые бланки: карточки-задания для участников, ведомости для членов конкурсного жюри.

В день проведения конкурса еще раз всем участникам даю последние наставления, добрые пожелания, настраиваю их на  творческую благоприятную атмосферу.

Обычно, конкурс торжественно открывает  наш директор в присутствии всех членов комиссии. Затем  я зачитываю  сценарий проведения конкурса, провожу  жеребьевку

 и ребята приступают к выполнению теоретической части.

После выполнения тестовых заданий  участниками конкурса, провожу с ними инструктаж на рабочем месте.

Затем ребята   переходят в горячий цех и приступают к организации рабочих мест для выполнения практического задания.

Члены конкурсной комиссии постоянно присутствуют  во время выполнения задания для более объективной оценки каждого конкурсанта. По окончании практического задания ребята выставляют свои работы на заранее подготовленные места для оценки жюри.

Жюри подводит итоги, определяет победителей и  программа конкурса заканчивается награждением  победителей, вручением призов. Звучат добрые слова в адрес всех участников, благодарственные слова мастерам, подготовившим призеров.Мероприятие заканчивается в теплой дружественной обстановке.

После проведения конкурсов я  ходатайствую о материальном вознаграждении победителей конкурса в качестве повышения им размера стипендии, что является хорошим стимулом для дальнейшего их активного участия в других проводимых мероприятиях.

Хочу добавить, что в нашем учебном заведении постоянно, в течение всего учебного года, организуются  различные мероприятия, в которых ребята с удовольствием принимают активное участие и тем самым, повышают свои профессиональные навыки и умения. Мы привлекаем ребят  для обслуживания различных торжественных мероприятий, где они

сами готовят и накрывают столы.

Мы ежегодно принимаем участие в праздновании «Дня селедки» по приглашению администрации музея Мирового океана. В 2009 году  наши ребята получили Диплом первой степени за представленную  выставку-презентацию заказных рыбных блюд.

В 2010 году  наши ребята давали « Мастер-класс» по разделке сельди прямо на судне, за что получили благодарственное письмо в рамках сотрудничества с музеем Мирового океана.

Немаловажным мероприятием является ежегодная выставка «Образование и карьера», к которой мы всегда тщательно готовимся. Я продумываю перечень экспонатов для экспозиции, советуюсь всегда с мастерами, стараюсь учитывать их предложения и намечаю план  подготовки, обязательно назначаю сроки исполнения. В ходе подготовки  оказываю всяческую помощь, контролирую всесторонне. Экспонаты всегда готовят учащиеся под руководством ведущих мастеров производственного обучения. Отдельно организую подготовку одаренных ребят для показа  «Мастер-класса» по карвингу.  В 2009 году наши учащиеся из группы КП-33,  мастер Смотрыкина И.П, были награждены Дипломами.

В 2010 году   всему  коллективу, подготовившему экспозицию на выставку, было вручено благодарственное письмо за реализацию высоких возможностей.

Для большей наглядности, я хочу продемонстрировать для вас отдельные фрагменты проводимых мною мероприятий,  в виде небольшой презентации.

Проводимая повседневная работа  дает свои результаты. Наши учащиеся принимают участие во всех проводимых областных  конкурсах профессионального мастерства по профессии «Повар», «Кондитер» и всегда в числе призеров:

- май 2010 года- 3 место на конкурсе  профмастерства по профессии «Кондитер»

( учащаяся группы КП-40 Дарбинян Диана),

-ноябрь 2010 года -3 место на конкурсе  профмастерства по профессии «Повар»

(учащийся группы МП-7 Валлеев Степан).

Участие в Международном  конкурсе профессионального мастерства по профессии «Повар-судовой» в г. Клайпеде.

Показ презентации с Международного конкурса

И  в  заключении   своего выступления хочу отметить следующее.

Все то, о чем я вам  сейчас рассказала и показала на снимках - это результат совместного плодотворного труда всего коллектива мастеров производственного обучения нашего учебного заведения, с которым я работаю уже двенадцатый год. Скучать нам не приходится. У нас одно мероприятие заканчивается, подготовка к другому начинается.

 С апреля начнем плановую подготовку участников областного конкурса  по профессии «Кондитер», который  намечен на сентябрь 2011 года. Пока подбираем кандидатуры, проводим разъяснительную работу. В конце учебного года планируем провести конкурс на   лучшего по профессии «Изготовитель хлебобулочных изделий».

В результате всех проводимых мероприятий  из училища выходят специалисты компетентность которых не вызывает сомнения. Мы считаем, что в учреждениях где получают профессиональное образование, все усилия должны быть направлены на привитие любви к профессии, гордости за результаты своего труда и вся воспитательная работа учреждения должна строиться с учётом этих целей, что делается у нас, в ГОУ НПО ПУ №24 "Калининградская мореходная школа"

Хочу поблагодарить всех мастеров производственного обучения за взаимопонимание, умение найти в себе силы для выполнения поставленных, иногда очень нелегких задач.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
One Response
  1. Eugene says:

    Предметом анализа многих отечественных психологов и педагогов является также понятие «профессиональная компетентность» В различных научных трактовках профессиональная компетентность рассматривается как совокупность профессиональных свойств; способность реализовывать на определенном уровне профессионально-должностные требования; иерархия знаний и умений; ряд специфических способностей, предполагающих профессиональное мастерство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *