Урок и постановка целей урока.

DSC00529Сегодня идут поиски новых форм обучения , которые будут соответствовать современным требованиям и   обеспечивать  необходимый уровень развития учеников. Но изжил ли себя урок?

В настоящее время в школе осуществляется классно-урочная система обучения. Она основывается на идее создания стабильных  школьных классов и необходимости систематической проработки с ними определённого содержания обучения в течение всего школьного курса ( идея её создания принадлежит Я.А. Коменскому). Классно-урочная система даёт возможность работать по единым учебным программам со стабильным составом учащихся, создавать учебные коллективы, работающие совместно в течение длительного времени. Организационной единицей системы и основной формой обучения является  урок.  Урок – основная форма организации учебного процесса, систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития, осуществляемая с группой учащихся постоянного (переменного) состава, в определённый отрезок времени, при непосредственном взаимодействии всех участников образовательного процесса и преобладающей информационной доминанте педагога. *1 Цель и содержание урока связаны с общим курсом учебного предмета и учитывают возраст учеников.  В зависимости от дидактической цели уроки могут быть следующих типов:

- урок изучения нового материала;

- урок формирования умений;

- урок применения и совершенствования знаний;

- урок обобщения и систематизации знаний и умений;

- контрольный урок (контроль и коррекция знаний);

- комбинированный урок.

Среди учителей  большей популярностью пользуется  комбинированный урок, который позволяет достичь нескольких целей одновременно, делает урок более гибким и позволяет решать широкий круг учебно-воспитательных задач. Учитывая, что урок сегодня рассматривается с позиции эффективности познавательной деятельности учащихся в ходе целостностного учебно-воспитательного процесса, а не отдельного урока, такой подход становится очень важным.

При подготовке к уроку учитель  ставит перед собой воспитательную, образовательную и развивающую цели. Цель урока определяет характер взаимодействия ученика и учителя.  Воспитательные цели, цели, связанные с морально-этическими качествами личности учащихся,  конечно же, не могут быть достигнуты на одном уроке, они определяются системно для последовательности уроков. Образовательные цели связаны с процессом овладения учебным материалом и определяют какие знания, умения, навыки предполагается сформировать у учеников на уроке. Развивающие  цели урока предполагают развитие речи, мышления, сенсомоторной сферы. Эти цели реализуются в системе уроков. Достижение цели урока обеспечивается рациональным применением методов  обучения.

Цели урока могут быть заданы:

  • Через изучаемое содержание. Цель – изучение материала. Такой способ постановки цели  не позволяет судить о достижениях, т.к. не заявлен планируемый результат.
  • Через процессы интеллектуального, эмоционального и т.п. развития ученика. Такие цели невозможно достичь на одном уроке, они представлены очень широко. Необходимо дополнительно разрабатывать показатели сформированности умений и развития памяти или мышления.
  • Через учебную деятельность ученика. Эта цель тоже не отражает результата.  Она не сможет дать ответ на вопрос что произойдёт с учеником вследствие  выполнения этих действий. Как определить воспитательный или развивающий эффект?

Мы приходим к выводу, что сегодня такая постановка целей не соответствует общему направлению образовательной деятельности.  Сегодня образовательная деятельность должна быть направлена на развитие компетенций учащихся, их  личностным, универсальным метапредметным и предметным результатам, которые заложены в стандартах.

 Хуторской Андрей Викторович, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, директор Института образования человека, г. Москва, пишет следующее:

 «Согласно введённому нами принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования. И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования.»

«Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.»

Есть несколько подходов к постановке целей, связанных с характеристиками учебной деятельности учащихся. В настоящее время существующим тенденциям в образовании отвечает подход к постановке целей урока, который опирается на набор целей. Все  образовательные цели касаются трёх областей.

  • Когниктивная (познавательная) область. Сюда входят цели от простого запоминания и воспроизведения изученного материала до решения проблем, в ходе которого необходимо переосмысливать знания, находить их связи с имеющимися знаниями, идеями, включая создание нового. Цели: знание – понимание – применение- анализ – синтез – оценка.
  • Психомоторная  область. Цели, связанные с формированием двигательной активности, нервно-мышечной  координации.
  • Аффективная (эмоционально-ценностная область)основными категориями учебных целей являются:

- реагирование на внешний стимул;

- готовность и способность воспринимать явления окружающего мира;

- усвоение ценностных ориентаций;

- осмысление ценностных ориентаций, разрешение противоречий между ними и формирование системы ценностей;

- распространение ценностных ориентаций на деятельность.

Очень важно правильно поставить цели урока, потому, что целеполагание – основа организации познавательного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Необходимо определить первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы.  Педагогу можно вместе с учениками спланировать направления их общей деятельности и представить учащимся видимые показатели для внешней оценки их результатов.  Даже если цели  не могут быть достигнуты и проверены на уроке (смотри выше), их   необходимо всё равно ставить для выстраивания работы учителя с ориентацией на достижение личностных результатов образования.

Литература:

1.Е.О.Иванова, И.М. Осмоловская.«Теория обучения в информационном обществе»  М. Просвещение,  2011 г.

2.Кларин М.В. "Инновации  в обучении: метафоры и модели: анализ зарубежного опыта." М.Наука, 1997 г.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *