Урок.Технология урока.

Урок по профессии

Урок по профессии

На сегодняшний день  нет однозначного ответа на вопрос «Что такое урок?»  .

Вот что бы ответили вам на этот вопрос деятели науки и педагоги.

Урок – это солнце, вокруг которого, как планеты вращаются все другие формы учебных занятий.

Н.М.Верзилин

Каждый урок- это восхождение. Но не то, что заканчивается вершиной, а то, после которого понимаешь, что «после гор могут быть только горы»

Е.И.Славгородский, «Учитель года России-2004»

Урок ценен тем, что он является синтезом обучения и воспитания. Урок – живое общение и может возникнуть немало неожиданностей.

Урок – процесс управляемый, но мастерство педагога заключается в том, чтобы это управление принимало форму спонтанности.

В.А.Морар, «Учитель года России-2000»

Урок- это систематически применяемая для решения задач обучения. Воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определённый отрезок времени.

М.Н.Скаткин.

Урок – это динамичная и вариативная форма организации процесса целенаправленного взаимодействия (деятельностей и общения) определённого состава учителей и учащихся, включающая содержание, формы, методы и средства обучения и систематически применяемая(в одинаковые отрезки времени)для решения задач образования,развития и воспитания в процессе обучения.

М.И.Махмутов.

Урок многогранен и многопланов. В нём , как в целостном отрезке процесса обучения взаимодействуют все   компоненты этого сложного процесса – его общие педагогические цели, дидактические задачи, содержание, методы, материальное оснащение и др.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, чёткого определения его конечной цели – чего учитель хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Педагогика под редакцией П.И.Пидкасистого

 

Технология  проведения урока

 

Технология  урока -  это процесс  подготовки, проведения и анализа урока.

Урок  - это логический законченный, целостный, ограниченный  определенными рамками времени  отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем представлены  все элементы  этого процесса:

- цели

- содержание

- средства

- методы

- организация

Качество  урока зависит  от правильного определения и  рационального  сочетания каждого из этих  компонентов  При подготовке к уроку  необходимо определить не только какие знания должны быть усвоены, но и на каком  уровне они должны  быть  усвоены, а именно  на уровне восприятия, осмысления, запоминания, применения знаний  по образцу, применения знаний в новых ситуациях.Современное содержание образования  и процесса  обучения  в целом определяют  ряд обязательных требований  к уроку, которые необходимо учитывать.

  1. Урок должен предусматривать  не только изложение  материала, содержания, но и задания, предполагающие применение  усвоенных знаний на практике.
  2. Часть     знаний должна быть получена  обучаемыми  в процессе самостоятельного поиска путем решения задач.
  3. Изложение  материала на уроке может быть и должно быть вариативным по своей  структуре. В одних  случаях излагается готовая информация в форме  объяснения  и с помощью наглядности, ТСО. В других случаях содержание  знаний  изучается  путем постановки  преподавателем  проблемы и раскрытия  им путей ее доказательного решения.
  4. Ни один  урок не может решать всех задач обучения. Он является  частью курса, учебного предмета. Важно всегда осознавать, какое  место  урок занимает  в системе  учебного предмета, каковы  его дидактические цели. Урок – это  педагогическое произведение и поэтому он должен отличаться  целесообразностью, внутренней  взаимосвязью частей, единой логикой  развертывания  деятельности преподавателя и обучаемого.

Готовясь к уроку и проводя его ,соблюдая основные  требования к уроку, педагог всегда вносит что-то своё, новое - свое искусство, свой педагогический почерк,  зависящий как от характера  аудитории, так и индивидуальных черт самого педагога.

Структура каждого урока  должна  быть четкой, со строгим переходом от одной  части к другой в соответствии с дидактической целью урока и закономерностями  процесса обучения. Этими частями являются  шаги, обусловливающие  движение  к цели зурока, то есть усвоение его содержания.

  1. На уроке  должно иметь место закрепление знаний посредством воспроизведения  знаний обучаемыми, упражнений в навыках и умениях, путем выполнения  заданий на применение знаний в измененных ситуациях.
  2.                  Учебный  процесс  немыслим без неоднократного повторения  содержания  знаний и умений. Форма повторения  может быть различной, в зависимости  от целей  урока и его содержания.
  3.                  На уроке должен  иметь место систематический и планомерный  контроль за качеством усвоения  знаний обучаемыми.  Главный критерий  качества  урока – не применение тех или иных видов работы,  а обученность  студентов,  достижение  целей урока.

Культура  преподавателя. Его  интеллектуальный и нравственный облик является  одним из главных условий  эффективности урока.

Целеполагание  -  цели, которые ставит  преподаватель для организации  процесса обучения.

Содержание -  в содержание обучения входит:

  1. Полнота (в соответствии  с программой).
  2. Научность.
  3. Связь  с жизнью.
  4. Доступность изложения (но высокая, т.е. достаточная   степень трудности).
  5. Опора на межпредметные связи.
  6. Систематичность и последовательность изложения.

Организация -  это  формы, условия обучения, которые в себя включают:

  1. Групповую  и индивидуальную  форму организации урока.
  2. Завершенность всех видов работ.
  3. Дифференцированная  работа и наборы заданий.
  4. Отсутствие  шаблона и разумная плотность урока, экономия времени.
  5. Педагогический такт и самоконтроль преподавателя (культура общения, контакт с группой, чувство юмора, культура речи, внешний вид).
  6. Психологический режим (мобилизирующее начало урока, эмоциональный настрой, орагизация  взаимопомощи, дисциплинированность, взаимная доброжелательность и т.д.).
  7. Предупреждение перегрузки.
  8. Учебно-материальное обеспечение урока.
  9. Рабочий тип урока (не расхолаживающий, но не завышенный).

Методика  - упорядоченная деятельность педагога и обучаемого, направленная  на достижение заданной  цели обучения. Она включает:

  1. Направленность методов  на решение  задач  комплексного  подхода  к обучению и воспитанию.
  2. Методы, направленные  на формирование  рознавательных интересов, положительного отношения  к учению (использование  эффекта новизны, сравнения, познавательного спора, парадоксальности, занимательности, игры и т.д.).
  3. Методы, активизирующие  мышление (ситуационные, дискуссии, познавательная игра  и т.д.).
  4. Методика  самостоятельных работ.
  5. Характер  вопросов, их  логическая  нагрузка (требует ли выделения  существенного, сравнения, анализа, установления причинно-следственных  связей, доказательства, обобщения,  рецензирования, применения знаний  на практике, аргументации и т.д.).

Итог  деятельности  педагога – результативность урока,  а именно:

  1. Выполнения поставленных целей (достижение).
  2. Объем  знаний, умений и навыков, их прочность, действенность, осознанность.
  3. Продвижение обучаемых в развитии, в самообразовании и самовоспитании. Формирование  ответственного отношения к делу.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *