ИКТ как средство развития творческих способностей .

IMG_8932

Без ИКТ никуда!

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство развития творческих способностей .

Для воспитания творческого мышления необходимо ставить перед учащимися высокие и постоянно возрастающие требования, приучать их к длительному напряжению и значительным интеллектуальным нагрузкам, к терпению и умению доводить дело до конца, работать в полную силу, к умению отстаивать свою точку зрения. Результатом постоянной творческой работы является заметный рост интеллектуальной активности учащихся, лёгкость возникновения их творческого состояния, пребывание в «состоянии творчества» не только на уроке, но и в последующее время, если это требуется для достижения поставленной цели, умение видеть в творческой работе источник удовлетворения и радости.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимся необходима собственная познавательная деятельность. Способность удивляться – ценнейшая из способностей человека - лежит у основания глубокого акта познаний, нередко знаменует собой сложнейшие научные открытие и изобретения, содержит возможности активного, познавательного отношения к миру. Если кто-то из учеников не удивляется, нас это должно волновать и тревожить, - значит, нет у него вкуса к познанию, значит, ему недоступна жизнь, наполненная чудесными явлениями, нет перед ним притягательных задач, в решение которых он может включаться по собственному побуждению.                

Беда современности – потеря учащимися интереса к учению. Причинами этого является перегрузка однообразным учебным материалом или наоборот, слишком малое количество часов (как в черчении) , и несовершенство методов, приёмов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, утомляющая детей неорганизованность, и несложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказываются и ограниченные возможности для творческого самопроявления учащихся.

Новые технические, информационные, полиграфические, аудиовизуальные средства становятся неотъемлемым компонентом образовательного процесса. Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, вовлечь учащихся в активную работу, например, погружая учащихся в определённую игровую ситуацию. Он выступает как средство самореализации человека , как инструмент творчества, стимулирующий человека лучше понять самого себя, полнее открыть свои способности, проявить свою индивидуальность, позволяет усилить мотивацию учения. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

В процессе изучения, многообразного применения и использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников; умеющий её анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.

Например, при прохождении темы «Развёртки» (предмет Черчение) я попросила учеников подготовить небольшую презентацию по теме, но подойти к этому заданию творчески. Необходимо было найти что-то такое по этой теме, о чём мало кто знает, чем можно было бы удивить своих одноклассников, и подготовить презентацию своей находки. В итоге у нас получился очень интересный урок, на котором учащиеся демонстрировали оригами, сделанные своими руками, рассказывали о производстве водосточных труб, и даже о Египетских пирамидах. В конце урока сами учащиеся выбрали лучшие сообщения и подготовленные презентации, за которые их авторы получили призы и отличную отметку в журнал. Это только один из примеров как можно сделать занимательным и интересным такой «скучный» предмет как черчение и привить детям интерес к поиску и творчеству.

Специфическое назначение приобретают презентации на всех этапах урока, при выполнении графических и практических работ. Слайд-фильм позволяет на одном слайде показать условие предлагаемой задачи, на другом – решение (поэтапное его выполнение). Это позволяет сократить время при проверке домашнего задания, повторения, изложения нового материала, закреплении и отвести большее время для выполнения практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупреждать многие графические ошибки, ускорять процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды будут служить образцами для правильного графического исполнения работы.

Компьютерные технологии (ИКТ), в частности презентации, как наглядные пособия, помогают учителю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и

анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету.

Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов, обеспечивает политехнический принцип обучения, дифференцированный и личностно-ориентированный (при проведении урока в кабинете информатики) подходы в обучении.

В.А.Переслегина.  ИКТ как средство развития творческих способностей .

Список используемой литературы:

  1. Е.А. Юнина «Технологии качественного обучения в школе» , Педагогическое общество России, Москва, 2007 г.;
  2. В.И.Волынкин «Педагогика в схемах и таблицах», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007 г.;
  3. Г.К.Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств»,Москва, НИИ школьных технологий, 2005 г;
  4. В.А.Гервер «Творчество на уроках черчения» , Москва, Гуманитарный изательский центр Владос, 1998 г;
  5. С.В.Титов , автор-составитель,«Занимательное черчение на уроках и классных мероприятиях, Волгоград, «Учитель», 2006 г.
  6. О.В. Арепьев «Применение компьютерных технологий на уроках черчения.» Сайт Фестиваля «Первое сентября» 2004-2005 уч.г.
  7. Щербакова М.В. «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития творческих способностей на уроках черчения» .Сайт Фестиваля «Первое сентября» 2007-2008 уч.г.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) как средство развития творческих способностей .

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *