В.А.Переслегина. Методы обучения.

 

Обучение

Методы обучения

Очень часто педагоги сталкиваются с проблемами по описанию методов обучения, которые они применяют в своей деятельности. Сегодня в литературе по педагогике можно найти описание более 65 методов обучения. Точно также существуют и различные подходы к классификации методов обучения.  Кроме того, «образовательная практика постоянно порождает новые дидактические явления, которым авторы , не утруждая себя анализом существующих дидактических конструкций и  подведением под соответствующие понятия, торжественно присваивают названия «новые методы обучения» или «новые организационные формы уроков» и даже – «новые типы обучения». Эти «методы» добавляются к «методам», которые называются так в силу традиции, по существу методами не являясь (например, «метод проектов» представляет собой целостную образовательную технологию)»<1>.

  Под методами обучения мы понимаем  последовательное чередование способов взимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определённой цели посредством проработки учебного материала. <2>.

Самая распространённая на сегодняшний день среди педагогов классификация методов –традиционная:

  • Словесные методы(слово учителя, беседа, работа с книгой);
  • Наглядные методы (демонстрация, иллюстрация, экскурсия);
  • Практические методы(упражнения, творческие работы, лабораторные, графические) ;

 В основу её классификации лежит способ передачи учебной информации обучаемым.

Если за основу мы возьмём  степень самостоятельности учеников в получении знаний, то получим другие методы:

  • Репродуктивный(пересказ, упражнения по образцу, лабораторные работы по инструкции);
  • Частично-поисковый (эвристическая беседа, диспут);
  • Поисковый(эвристический) - включает ученика в поисковую деятельность(если промежуточные  результаты открыты, но способ их получения не сообщается и приходится использовать разные варианты и пути , пользуясь множеством эвристик);
  • Исследовательский(включаются проблемные задачи возрастающего уровня сложности, которые решаются учащимися самостоятельно- проведение эксперимента, критический анализ художественных произведений, исследовательские задания, наблюдение и изучение неизвестных фактов и т.д.).

 В последнее время большой популярностью пользуется обучение , при котором исходные условия отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Этот метод называется модельным. У нас он давно используется в военной области подготовки. В восьмидесятых годах большую популярность приобрели уроки в виде деловых игр (урок-суд, урок пресс-конференция и т.д.)., которые являются реализацией модельного метода обучения.

Программированное обучение – обучение,  при котором до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто всё остальное, он знает из чего исходить и что делать.

В восьмидесятых годах большую популярность приобрели уроки в виде деловых игр (урок-суд, урок пресс-конференция и т.д.).

 Каждый метод состоит из отдельных элементов (приёмов).Совокупность приёмов, составляющих метод, служит решению дидактических задач. Методы обучения изменяются, развиваются, в зависимости от того как изменяется позиция ученика в учебном процессе. В настоящее время увеличивается самостоятельность ученика, он становится более коммуникабельным, умеет отстаивать своё мнение.  Универсального метода не существует. В том или ином случае, в зависимости от ситуации, темы урока, преподаваемого предмета,  содержания учебного материала,  используется один  или несколько методов. Высокая эффективность применения методов будет достигнута только тогда, если они правильно отобраны, умело сочетаются ,  являются составной частью определённой системы и грамотно применяются учителем.

 Литература:

 <1> Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии.

<2> Педагогика. Под общей редакцией  Г.Нойнера, Ю.К. Бабанского, М., Педагогика, 1984 г.

<3> Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии

также, вы можете почитать:

Category: Педагогика  Tags:
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *