Викторина по литературе «Своя игра».

Викторина.

Зданчук Татьяна Анатольевна, преподаватель русского языка и литературы

Своя игра - популярная телевизионная игра-викторина.

Три участника должны отвечать на вопросы. Они соревнуются между собой в борьбе за право первым ответить на заданный вопрос.

Мною незначительно изменены правила игры.

Русская литература 20 века. Обобщение изученного.

 

Место проведения: ГБОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа»

Группы МП – 6 – 2 (Матрос, повар),  МП – 7 (Матрос, повар), ММ – 65 (Матрос, моторист)

Организация подготовки к игре. Необходимо подготовить по вопросы для каждого тура. Вопросы разделить на пять уровней сложности: стоимостью 100, 200, 300, 400 и 500 баллов. Внести составленные вопросы и ответы в компьютерную презентацию. Компьютерной презентацией управляет сам учитель, подсчет баллов осуществляет приглашенный на занятие педагог.

В игре принимают участие 3 группы по пять игроков.

Цели игры:

  1. Обобщение и закрепление знаний, полученных на втором году обучения.
  2. Развитие теоретического, творческого мышления.
  3. Воспитание культуры общения, информационной культуры.

Ход игры

1. Начало игры.

 

Правила игры.

Игра проводится среди учащихся 2 курса. Участники делятся на три команды. Побеждает та, которая набирает наибольшее количество очков. Игра состоит из трех туров: 1 тур – проза 20 века, 2 тур – поэзия 20 века, финал – теория литературы.

Игрокам предложено 6 тем по 5 вопросов в каждом. Вопросы оценены баллами от 100 до 500, в зависимости от сложности. Игроки выбирают тему, затем вопрос. Ведущий задает вопрос, отвечает на него та, представитель которой первым поднимет руку. На обсуждение дается не более 30 секунд. Если ответ правильный, то команда получает очки соответственно номиналу вопроса. Если ответ неправильный, то очки вычитаются из суммы, набранной командой. Право выбора вопроса переходит к команде, правильно ответившей на вопрос. Если ответ неверен, то тему выбирает  следующая команда. Тур длится,  пока все вопросы не будут исчерпаны.

 

1 тур. Русская литература 20 века. Проза.

 

А.И. Куприн «Гранатовый браслет»

100 - Как звали главную героиню повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет?

(Вера Шеина)

200 - Где происходит действие повести Куприна «Гранатовый Браслет?

(Побережье Черного моря, дача Шеиных.)

300 - Почему гранатовый браслет был так дорог Желткову?

(Он передавался в его семье из поколения в поколение.)

400 - Кому принадлежат слова: «А где же любовь? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – «сильна, как смерть»?»

(Генералу Аносову)

500 - Вставьте пропущенное слово. Глядя на покойного Желткова, Вера Николаевна вспомнила, что «то же самое умиротворенное выражение она видела на масках великих страдальцев – Пушкина и _________».

(Наполеона)

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

100 - Как звали главного героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

(У него не было имени.)

200 - Как назывался корабль, на котором путешествовал господин?

(Атлантида.)

300 - Для чего господин отправился в Старый Свет?

(«…единственно ради развлечения»)

400 - Какова основная тема рассказа?

(Тема гибели цивилизации.)

500 - Что символизирует Океан?

(Стихия; природа, противостоящая цивилизации.)

М.А. Булгаков

100 - Назовите героев романа (фотография).

(Воланд, Маргарита, Коровьев)

200 - Какое имя выбрал себе Шариков?

(Полиграф Полиграфович.)

300 - Чем была озабочена похоронная процессия, шествовавшая за гробом с телом Берлиоза?

(Куда могла подеваться голова из гроба.)

400 - Какие три сюжетные линии можно выделить в романе «Мастер и Маргарита»?

(Древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский.)

500 - «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.

Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня. И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже думать о чем-нибудь...»

(«…и мечтаешь только о том, чтобы пришла воя собака, единственное по видимому, существо, к которому ты привязан. …»)

В.М. Шукшин

100 - Куда едет Чудик? (Рассказ «Чудик».)

(На Урал навестить семью брата.)

200 - Как приняла Чудика жена брата? Почему?

(Плохо. Он «не ответственный»)

300 - Как звали главного героя повести «Калинин красная»?

(Егор Прокудин)

400 -  Как звали Чудика?

(Василий Егорыч Князев)

500 - Что Чудик нарисовал на коляске?

(«…По верху колясочки Чудик пустил журавликов - стайку уголком, по низу - цветочки разные,  травку-муравку, пару петушков, цыпляток...»

А.И. Солженицын

100 - Матрена ворует торф. Почему она это делает?

(Солженицын даёт понять: народ вынужден поступать так. Она вынуждена была приносить торф, чтобы выжить. Религиозный философ Розанов писал: “ Праведники наибольшие суть те, которые согрешили и оплакали свои грехи…”)

200 - Какое верное средство было у Матрены, чтобы вернуть себе доброе расположение духа?

(«…Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа…»)

300 - Когда разрушали пристройку, Матрена очень переживала. Почему?

(Ей казалось, что рушат ее жизнь.)

400 - Какое было первоначальное название рассказа?

(«Не  стоит село без праведников»)

500 - Что обозначает имя Матрена. Почему Солженицын выбрал его?

(Матрёна – (лат.) – мать. Героиня несёт в себе спасительное начало.)

Т. Толстая

100 -  Кому обязана своим счастьем Соня?

(Аде)

200 - Почему Ада решает начать переписку с Николаем?

(Она мечтает наказать Соню.)

300 - У Сони было единственное украшение. Какое?

(Эмалевый голубок.)

400 - С какой интонацией рассказывает автор о людях, окружающих Соню?

(С иронией)

500 - Почему Т.Толстая называет рассказ именем Сони, а не Ады?

(Потому что самое большое чудо в своей жизни – спасительную баночку с соком – Ада не заслужила.)

 

Физкультурная пауза.

  1. 1.     Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
  2. 2.     Сесть удобно. Глазами написать цифры от 0 до 9 или наоборот.
  3. 3.     Глазами написать свое имя и фамилию
  4. 4.     Глазами написать сегодняшнюю дату.

 

2 тур. Русская литература. Поэзия.

 

Н.С. Гумилев

100 – К какому литературному течению принадлежал Н. Гумилев.

(Акмеизм)

200 – Как погиб Гумилев?

(Его расстреляли по обвинению в контрреволюционном заговоре)

300 – Ведущая тема стихотворения «Слово».

(Поэт и поэзия)

400 – В чем особенность композиции стихотворения «Жираф»?

(Кольцевая композиция)

500 – Когда и в каком издании было опубликовано первое стихотворение Гумилева?

(1902 год, №Тифлисский листок»

С. Есенин

100 – Где родился Есенин?

(Село Константиново Рязанской губернии)

200 – Продолжите стихотворение

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая…

(…Дайте родину мою!»)

300 – Назовите адресатов любовной лирики Есенина.

(Айседора Дункан, Шагане, Августа Миклошевская)

400 – Кто послужил прототипом главной героини поэмы «Анна Снегина»?

(Л.И. Каширина)

500 – Назовите особенности пейзажной лирики Есенина.

(Олицетворение, цветопись, звукопись)

А.А. Блок

100 – Назовите главных героев поэмы «Двенадцать».

(Двенадцать красногвардейцев)

200 – В каком образе предстает перед нами родина Блока?

(Любимая, жена)

300 – Что символизирует пес в поэме двенадцать?

(Старый мир)

400 – Когда и где состоялся творческий дебют Блока?

(1903 год, журнал «Новый путь»)

500 – С каким явлением Блок сравнивает революцию в статье «Интеллигенция и революция»?

(Бурный поток, грозный вихрь, снежный буран)

А.А. Ахматова

100 – Назовите настоящую фамилию Ахматовой.

(Горенко)

200 – Основные мотивы лирики Ахматовой.

(Творчество, родина, одиночество, любовь.)

300 – Как решается образ родины в стихотворении «Мужество»?

(Родина отождествляется с русской речью)

400 – Кому посвящена поэма «Реквием»?

(Женщинам, матерям)

500 – Как называется цикл стихотворений Ахматовой о войне?

(«Ветер войны»)

М.И. Цветаева

100 – Когда и где родилась Цветаева?

(26 сентября 1892 года, Москва)

200 – К какому типу лирики относится стихотворение Цветаевой «Никто ничего не отнял…»?

(Гражданская лирика)

300 – Какая тема является ведущей в стихотворении «Кто создан из камня, кто создан из глины…»?

(Поэт и его судьба)

400 – Как Цветаева представляет любовь в своих стихах?

(Любовь у нее не бывает счастливой)

500 – продолжите фразу, сказану. Цветаевой о литературе: «Это дело специалистов поэзии. Моя же специальность - …»

(…Жизнь.)

В.В. Маяковский

100 – К какому литературному направлению принадлежал Маяковский?

(Футуризм)

200 – Какая ведущая тема стихотворения «Послушайте!»

(Надежда и вера)

300 – К какому типу относится стихотворение «Послушайте!»

(Философская лирика)

400 – Какие пьесы написал Маяковский?

(«Клоп», «Баня»)

500 – С помощью какого художественного приема построено стихотворение «Ночь»?

(Метафора)

 

Физкультурная пауза.

  1. Зажмурить правый глаз, левым нарисовать 3 круга по часовой стрелке и 3 круга против; зажмурить левый глаз. правым нарисовать 3 круга против, 3 по часовой стрелке.
  2. Глазами нарисовать 6 горизонтальных восьмерок и 6 вертикальных. Глазами написать сегодняшний день недели и месяц.

 

Финал. Теория литературы.

Средства выразительности.

Использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора.

(Перифраз)

Жанры лирики.

Жанр, воспевающий обычно какое-либо важное историческое событие, лицо или явление. Получил особое развитие в классицизме.

(Ода)

Эпические жанры.

Малый прозаический жанр, сопоставимый по объему с рассказом, но отличающийся от него острым центростремительным сюжетом, нередко парадоксальным, отсутствием описательности и композиционной строгостью. Поэтизируя случай, предельно обнажает ядро сюжета, сводит жизненный материал в фокус одного события.

(Новелла)

Жанры драматургии.

Разновидность драматического произведения, в основе которого – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самим собой.

(Трагедия)

Литературные течения.

Авангардистское литературно-художественное течение начала 20 века, в основе которого – отрицание традиционной культуры, ценности культурного наследия, урбанизм, бунтарство, абсолютизация силы, динамики, формалистическое экспериментаторство.

(Футуризм)

Роды литературы.

Один из основных родов литературы,  отражающий жизнь при помощи изображения отдельных состояний, мыслей, чувств, впечатлений и переживаний человека, вызванных теми или иными обстоятельствами.

(Лирика)

Поэтическая фонетика.

Единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

(Анафора)

 

 Итог игры.

Жюри подсчитывает очки. Объявляются победители викторины.

 

Литература.

  1. Нестандартные уроки русской литературы. 10 – 11 классы / Автор-составитель И. В. Булгакова – Ростов н/ Д: Феникс,  (Серия «Школа радости».)
  2. Литература в таблицах и схемах. Марина Мещерякова. М.: Айрис-пресс, 2997 г.

 

 

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *