Развитие творческих способностей учащихся в процессе производственного обучения.

Развитие творческих способностей учащихся, будущих рабочих, в процессе производственного обучения по профессии.

Новые экономические условия хозяйствования в период перехода к рыночной экономике вызывает качественные изменения в характере и содержания труда квалифицированных рабочих. Научно-технический прогресс на новой научно-технической основе вызывает глубокие перемены не только в сфере производства, но и в  формах, методах и средствах профессиональной подготовке. Одно из важнейших направлений научно-технического прогресса- широкое освоение передовых технологий

Чтобы пробудить у учащихся желание стать настоящими мастерами, в совершенстве овладеть профессией, необходимо постоянно развивать у учащихся познавательную активность и творческую самостоятельность, приобщать учащихся к совершенствованию профессиональных умений и навыков, к занятиям технического творчества. Результат воспитания во многом зависит от психологического контакта, который устанавливается между мастером и учащимся. Каждый мастер имеет свою индивидуальную манеру. Талантливый рабочий,  мастер своего дела- это прежде всего человек с ярко выраженными педагогическими способностями, с высокими личностными качествами.

Большинство мастеров стремятся воспитывать не только высококвалифицированных рабочих, но и активных участников технического творчества. Необходимо помнить, что каждый учащийся - индивидуальность.

Например, один учащийся, получив задание на приготовление и оформление изделия, долго обдумывает его выполнение. Работу выполняет неторопливо, но на совесть, а другой,  напротив,  в работу включается сразу, стремится все сделать быстро, а в результате ошибки, разочарование, неверие в свои силы.

Важно, чтобы мы замечали это и строили учебно-воспитательный процесс с учетом конкретной ситуации и индивидуальных особенностей. Учащиеся,  у которых не все получается в техническом творчестве, особенно ценят способность к сопереживанию, умение мастера поставить себя на их место и пережить их состояние. Очень важно, чтобы  мастер говорил доброжелательно, убедительно, веско. Кроме того,  мастер сам должен поступать, так, как требует от учащегося. Все наставления должны подкрепляться высокими достижениями труда, богатым творческим опытом, желанием помочь развить творческие способности. Тогда учащийся будет подражать мастеру и наставления найдут отклик в душе воспитанников.

В своей работе, в разговоре с учащимся стараюсь избегать категоричности, назидательного тона, стараюсь больше  размышлять, советоваться, внимательно выслушивать их мнения, терпеливо отношусь к их сомнениям и возражениям. Таким образом добиваюсь главного: не вызывать у учащихся внутреннего протеста, сопротивления и незаметно для них подвожу их к правильному решению.

Важную роль по вовлечению в техническое творчество играет эмоционально-волевое  воздействие  мастера, которое выражается в его способности влиять на учащихся; собственным отношением мастера к техническому творчеству , к профессии в целом, к конкретным целям. Она проявляется в высокой требовательности к себе и в предъявлении систематических, объективных и в то же время гибких требований членам своего коллектива.

Склонность к творческой деятельности проявляется в том, что человек берет на себя  дополнительные функции по совершенствованию технологии без какого либо принуждения со стороны окружающих, чувственный интерес к этой работе, потребность ней.

Важно не только привлечь учащихся к творчеству, но и увлечь его,  да так чтобы всё мысли, чувства, стремления были связаны с творческой деятельностью осваиваемой профессией. Необходимо найти такие приемы педагогического воздействия, которые не уводили бы учащихся на другую сторону, а заставляли бы заглянуть в самого себя, определить свои возможности, открывали широкий простор фактам.

«Думай, дерзай, твори.» -эти слова для тех  кто занимается техническим творчеством, становится не просто лозунгом, а смыслом в жизни.

Значительные возможности для развития познавательной активности учащихся заложены в работе кулинарных кружков. Всю систему обучения в кружке необходимо ориентировать на формирование основ профессионального мастерства. Кружковые занятия - это мир личных увлечений, совершенствование профессиональных умений и навыков. Они дают возможность свободного выбора темы, работы или занятий. В том возрасте,  в котором находятся наши учащиеся, это имеет немаловажное значение. Работа кулинара крайне разнообразна даже по сортименту продукции: супы, соусы, блюда из круп и макаронных изделий, овощные, рыбные, мясные блюда, холодные блюда и закуски и т.д.. Повар- универсал должен получить в считанное время классных занятий и производственного обучения обязательный уровень знаний и профессиональных навыков по все разделам, но достигнуть мастерства он может в какой-то одной области. Это обусловлено тем, что специализация должна отвечать индивидуализации (индивидуальным склонностям и способностям учащихся)

Так , если работа повара соусного и супового отделения требует особо точного вкуса и обоняния, то работа повара холодного цеха кроме того и определенных художественны способностей, тонкого восприятия цвета и формы. Во время занятий учащиеся имеет возможность развить свои индивидуальные творческие способности, профессиональное мастерство в соответствии со своими склонностями. Безусловно,  в проведении кружковой работы велика роль мастера, который выполняя те или иные операции, приемы в работе является образцом для подражания. При проведении кружковой работы,  и в целом работы с учащимися,  я стараюсь использовать различные приемы и методы.

В основе педагогического руководства техническим творчеством учащихся лежит постановка перед ним ряда постепенно усложняющихся задач. Поэтому основным содержанием работы в кружке являются разработка различных технологий с последующим их приготовлением, новых изобретений в оформлении блюд.

Программа кружка : делать точно, прочно, красиво, причем все, что потребуется, и все, что можно выдумать полезного. Закон кружка: «Начатое доделывать, доделанное совершенствовать». Правила работы: «Сначала думай, потом делай, делая  думай еще, а при невзгодах спокойно все переделывай». Для накопления знаний пользуйся всеми источниками информации. Девиз: «Твивиты и сноровка все идет от подготовки». Главную цель занятий в кружке можно сформулировать так: «Научить кружковцев целенаправленно применять полученные знания и навыки в разработке и изготовлении новых технологий, т. е научить их решать практические, и производственные задачи."

Во время занятий кружка большое количество часов направлено на практические работы от простого - к сложному. Дисциплина кружковцев определяется их заинтересованностью и  желанием сделать занятия усаженными.

При проведении кружков кулинарного мастерства отрабатываем сложные виды нарезки (жгутики), новые технологии. Учащиеся сами изготавливают наглядность, готовят интересные сообщения, рефераты , затем представляют учащимися своей группы. Кружковцы,  демонстрирующие свои работы учащиеся группы,  на уроках п/обучения, привлекают их внимание к работе кружка, и со временем в кружок приходят заниматься те ребята, которые вначале обучения не проявляли должного интереса к профессии. У них заметно улучшается успеваемость по спецпредметам, расширяется  кругозор. Занятие в кружке способствует развитию у ребят творческой наблюдательности эвристического типа, которая включает в себя: одну, критику, констатирование технических недостатков и поиск способов их устранения. Но все-таки главная цель работы кружка- пробудить у учащихся желание творить новое, развивать творческую смекалку, наблюдательность, чтобы в результате добиться коллективного творчества всей группы.

Независимо от принципа добровольности техническое творчество требует четкой организации. Мастер должен быть хорошим организатором. Умение интересно сформулировать работу, собрать вокруг себя ребят, создать условия для плодотворной деятельности и творчества учащихся, поддерживать в нем необходимую дисциплину-далеко не полный перечень элементов организаторской работы мастера. Некоторые считают, что быть хорошим организатором- это признание. Но навыкам организаторской работы можно и научиться. В основе лежит личная дисциплинированность, деловитость Стоит мастеру не явиться на назначенное им же занятие или опоздать то и его воспитанники усвоят, что дисциплина здесь не обязательна. Достаточно мастеру раз другой не подготовиться к занятиям, не вовлечь их в работу кружка- им станет просто не интересно Слово мастера никогда не должно расходиться с делом.

Мастеру необходимо знать и некоторые психологические особенности занимающихся творчеством. Для многих ребят успехи в творческой работе это источник моральных сил для преодоления каких-то своих слабостей. Для других творчество-средство выполнить пробелы в знаниях. Задача мастера- руководителя технического творчества- заменить и поощрить творческую работу ребят. Наша задача заключается в том,  чтобы умело добраться до «творческой жилки», именно учащихся которые не обладают какими либо особыми способностями, дарованиями. И для того чтобы способности ребят нашли свое дальнейшее развитие, мы мастера п/о должны поверить в каждого из них. Сделав что-то самостоятельно,  учащийся обретает уверенность в себе. И наоборот- неверие в силы ребят убивает в нём творческую самостоятельность,  и тогда обретаются привычка делать все по заданию, по подсказке Ждать здесь творчества уже бесполезно. Для творчества необходим творческий простор. В творчестве опасен шаблон Необходимо с учетом индивидуальных особенностей развивать их дарования. Подход этот заключается в том, чтобы применительно к индивидуальным особенностям увлечь учащихся тем,  что его больше интересует, дать им дело по душе, развить его творческие способности наиболее благоприятно для него направление.

Дифференцированный подход- это придельная внимательность к личности каждого учащегося, его удача и неудача. Необходимо также знать, что творчество не поднимает и не дублирует учебный процесс, поэтому руководители творчества не надо копировать учебный процесс, пусть здесь будет свое содержание, свои формы и методы проведение занятий.

Мастер в коллективе технического творчества не только организатор, но и наставник педагог. В противном случае едва ли ему удается собрать на добровольных началах вокруг себя ребят, увлечь их творческой работой. Внимательный, чуткий мастер заметив что-то неладное у учащегося не отмахнется от его забот. Достаточно не заметить как кто-то из учащихся пытается диктовать воля другим, ставивший себя над коллективом или кого-то унижает , то есть проявить невнимательность и это отрицательно скажется на взаимоотношениях членов коллектива. В коллективе технического творчества не взирая на их добровольных характер, заинтересованность учащихся творческой работы, бывают и случаи недисциплинированности и несамостоятельности, и тем не менее необходимо сдерживать свои эмоции, не допускать вольности выражения. Очень важное качество педагога- такт.

Такт -это чувство меры во всем. Не нужно излишней вежливости, чрезмерной заботливости, но не нужно и суровости. Однако при самом большом уважении своих учащихся, при чуткости и внимательности к ним мастеру не обойтись и без требовательности. Причем требовательность и уважение- не противоречащие друг- другу понятия, здесь однако дополняется другим. И даже более того, при отношениях полного доверия (а в коллективах технического творчества), это должно быть именно так- мастер обретает право предъявить категорические требования.

Ребята уважают мастера с сильной волей и не терпят безвольных. А там,  где отсутствует разумная воля мастера, вся работа коллектива технического творчества быстро превращается в стихию. И так при развитии творческих способностей учащихся я использую различные способы и методы в процессе обучения. Провожу экскурсии, знакомлю с новыми технологиями учитывая местные компоненты, посещаем с учащимися выставки, проводим викторины, конкурсы внутри группы, в которых сочетаются занимательность и серьезность, принимаем участие в неделе знаний.

Все мы должны понимать, что творчество- весьма надежный резерв повышения мыслительной и трудовой деятельности учащихся не только учебном процессе, но и в будущей работе по профессии. Умение творить повышает у специалиста рейтинг на рынке труда, что является важном фактором на современном этапе социального развития. Итак мероприятия, обусловливающие постоянную актуализацию творческой способности учащихся:

а)  повседневное включение учащихся в русло повседневных действий, что может
принимать форму, своего рода, творческого наставничества со стороны преподавателей и мастеров;

б) создание в учебной группе творческой атмосферы: организация с новыми
технологиями, деятельностью выдающихся изобретателей, творческих встреч и
дискуссий;

в) постоянное углубление знаний учащегося в сфере тактичного использования
творческих операций и методов творческого изобретательства;

г)  выработка в поведении учащихся «Психологического защитного механизма» как
способности в период творческого поиска , не обращать внимания на всю совокупность не связанных с ним жизненных «раздражителей»

На практике все эти организационные мероприятия оказываются существенным средством воспитания творческой способности учащихся притом, конечно, условием, что они успешно встраиваются в структуру творческого творчества.

В завершении хочется отметить, что для развития творческих способностей учащегося в системе профтехобразования необходимо:

  1. Разнообразить формы и методы исторического и производственного обучения.
  2. Создать материально- техническую базу отвечающую современным требованиям.
  3. Активизировать познавающую активность учащихся.
  4. Сформировать профессиональные умения и навыки учащихся в период обучения и во внеурочное время.

Творческие занятия,  проводимые в неурочное время имеет преимущество, так как неограниченны рамками расписания и не регулированные учебным планом. Они ведутся на добровольных началах и опираются целиком на интересы учащихся. При правильной организации развития творческой способности учащихся в этих условиях оно формирует взгляды и убеждает учащегося раскрывать перед ними удовлетворённость той работой которую они выполняют, воспитывает уверенность в себе, в выбранной профессии, гордость за то, что он выбрал рабочую профессию .

На практике все эти мероприятия оказываются существенным средством воспитания творческой способности учащегося, при том, конечно, условии, что они успешно встречаются в структуре творческого поиска.

PS: Воронцова Ольга Петровна, мастер производственного обучения ГБОУ НПО ПУ №24 «Калининградская мореходная школа»,заслуженный мастер РФ.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
One Response
  1. Елена says:

    Все правильно.Мы иногда не знаем своих способностей, а процессе они и проявляются.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *