Выбор методов обучения.

метод обучения

на уроке рисования

Методы обучения очень разнообразны и этим обусловлена сложность их выбора. Они  зависят от  общих целей и задач обучения  и развиваются вместе с изменением времени.

Опытные учителя владеют богатым арсеналом методов и приёмов, успешно используя который,   эффективно и интересно организуют учебный процесс. Ошибка неопытных  учителей состоит в том, что,   даже владея  сравнительно большим кругом методов, они не умеют их применить, или применяют   однообразно. Это снижает эффективность обучения, делает уроки скучными и неинтересными. КРОМЕ ШИРОТЫ ЗНАНИЙ О МЕТОДАХ, НА КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ ВЛИЯЕТ И УМЕНИЕ ОТБИРАТЬ НАИБОЛЕЕ  ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ методы. При их выборе необходимо учитывать разные критерии.

Те или иные методы обучения применяют в зависимости от  темы, целей урока, места, занимаемого соответствующим разделом учебного материала в обучении, цели его обработки, структуры урока .

Методы необходимо всегда анализировать, конкретизировать и модифицировать на основе учебного материала. При подготовке   к уроку важно учитывать соответствие определённых методов  дидактическим задачам обучения;   условия, в которых протекает процесс обучения и возможности самого педагога. Особое внимание  необходимо уделить таким факторам, как  уровень развития, возрастным и индивидуальным  особенностям учащихся и класса,  ситуации на уроке в данном, конкретном случае. В педагогической науке уже сложились определённые подходы к выбору методов обучения  в зависимости от условий протекания учебного процесса.

В учебнике «Педагогика» под редакцией П.И.Педкасистого  (Педагогическое общество России¸М.2003 г ) указывается на определённые подходы к выбору  методов обучения. Выбор  методов зависит:

  • От целей образования, обучения, воспитания, развития учащихся, а также ведущих установок современной дидактики;
  • От темы урока и особенностей содержания и методов изучаемого предмета;
  • От особенностей методики преподавания конкретного учебного предмета ;
  • От цели, задач и содержания материала конкретного урока;
  • От времени, отведённого на изучение того или иного материала;
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их реальных познавательных возможностей;
  • От уровня подготовленности учащихся;
  • От материальной оснащённости учебного процесса, наличия дидактических материалов, наглядных пособий, технических средств обучения;
  • От возможностей и особенности учителя, уровня его подготовленности, методического мастерства, личных качеств.

Конечно, учитель сам решает какие методы обучения наиболее приемлемы в конкретной учебной ситуации. Например, если на уроке ставится задача приобретения учащимися новых знаний, учитель должен выбрать как учащиеся будут эти знания приобретать.  Это может быть объяснительно- иллюстративный метод , при этом педагог может  использовать   такие методы как рассказ, беседа, лекция, работа с книгой и др. ; репродуктивный метод (многократное повторение способа деятельности по заданию учителя, по образцу); частично-поисковый или эвристический (учитель расчленяет проблемную задачу на отдельные части (подпроблемы) , а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска её решения) и т.д.

Кроме того, можно использовать такой метод как дидактическая игра. Технология дидактической игры  – это технология проблемного обучения, в которой познавательная деятельность учеников представляет собой самовыдвижение, поскольку информация не поступает извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности.

 На одном уроке могут использоваться самые разнообразные методы обучения, важно только правильно их выбрать, учитывая вышеизложенные рекомендации.

Выбор методов обучения.

также, вы можете почитать:

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *